Гундарева Наталья Георгиевна
Гундарева Наталья Георгиевна

Гундарева Наталья Георгиевна — Биография

Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948, Москва — 15 мая 2005, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1990 годов.

Ведущая актриса театра имени Маяковского (1972—2001). Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах, как «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Однажды двадцать лет спустя» и других. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984), обладательница премии «Ника».

Начало

Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В 10-м классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатыревым, Натальей Варлей.

В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли. В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Татьяна Васильевна Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой.

На сцене практически ни одна работа актрисы не оставалась не замеченной критикой, как и её работы на телевидении: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако, только к концу 1970-х Гундарева стала одной из ведущих актрис театра.

В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева снималась ещё с 1971 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.

Расцвет карьеры

1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и в кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.

Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!

— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради»

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.

Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1981 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.

Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С.Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев) вышедшие в 1984 году затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под» Гундареву. Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере.

Последние годы

С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».

Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя.

Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию. Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.

Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении все обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнает.

— врач-невролог Нина Андриенко

Гундарева, преданная одному театру, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. Она привыкла к определённой традиции и манере. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабалу святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему все происходит не вовремя. В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась.

Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой. Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск. В ночь с 18 на 19 июля Наталья Гундарева почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом нарушение мозгового кровообращения. Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя.

Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченное движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения.

Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки поскользнулась и ударилась затылком.

15 мая 2005 года Наталья Георгиевна Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться