Аюпов Рим Шарипович — Биография
Рим Шари́пович Аю́пов (04.07.1938 — 02.02.2015) — советский российский артист театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (23.10.1984).
Родился 4 июля 1938 года в с. Поляковка Башкирской АССР.
Ленинградскую блокаду пережил в Башкирии. Школу и техникум окончил в Ленинграде, актёрскую профессию начал осваивать в Нижнем Тагиле.
В 1961—1962 годах учился в Свердловском театральном училище.
Работал в театрах Нижнего Тагила, Севастополя.
С 1964 года приехал в Киров, где и остался по причине женитьбы на вятской женщине.
С 1964 года был диктором Кировского радио.
В 1965 году поступил на службу в Кировский драматический театр, где сыграл множество ролей классического и современного репертуара, среди которых Злобин в спектакле «Ивушка неплакучая» М. Алексеева (1978), Аким в спектакле «Власть тьмы» Л.Толстого (1978); Сагадеев в спектакле «13-й председатель» А.Абдуллаева (1980), Михалыч в спектакле «Черёмуха» В. Астафьева (1980); Макеев в спектакле «Райская обитель» В. Ситникова (1982); Сол Бозо в спектакле «Дорогая Памела» Д. Патрика (1985).
В 1987 году перешёл в Кировский театр юного зрителя (ТЮЗ) (ныне «Театр на Спасской»), в котором проработал до 1996 года. В этом театре сыграл такие роли, как Дед в спектакле «И порвётся серебряный шнур» по пьесе Казанцева (1987), мистер Теклтон в спектакле «Сверчок на печи» по повести Диккенса (1987); Маркиз де Шаррон в «Кабале святош» Булгакова (1989); профессор Кёрн в спектакле «Голова профессора Доуэля» по роману Беляева (1990); Тихон в «Бесах» по Достоевскому (1992); сэр Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1993).
Исполнитель чтецких программ: «Три жизни мадонны» — о жене А. С. Пушкина, Наталии Гончаровой, «Я помню чудное мгновенье» — об Анне Керн.
Кроме того, Рим Аюпов снялся в 17 кинокартинах: в числе самых выдающихся киноролей — образ вождя пролетариата Ленина и всемирно известного академика Павлова.
Супруга — Маргарита Петровна Аюпова, театральный художник.
После продолжительной болезни ушёл из жизни 2 февраля 2015 года в возрасте 76 лет в Кирове.
Фильмография:
1973 — «Юнга Северного флота» (в титрах не указан) — немец
1984 — «Иван Павлов. Поиски истины» — академик Иван Петрович Павлов в зрелом возрасте (главная роль)
1985 — «Не имеющий чина» — революционер
1986 — «Лётное происшествие» — Чекаев, начальник авиабазы
1988 — «Комментарий к прошению о помиловании» — Вячеслав Иванович Тепляков (главная роль)
1989 — «Бывший папа, бывший сын» — Николай Валентинович Ярцев (главная роль)
1989 — «Процесс» — судья Постников (главная роль)
1990 — «В полосе прибоя» — сторож (бандит)
1990 — «Николай Вавилов» (СССР—ФРГ) — Вячеслав Аркадьевич Терентьев, учёный
1991 — «Откровение Иоанна Первопечатника» (5 серий, телевариант); «Иван Фёдоров» (2 серии, киновариант) — Максим Грек
1991 — «Армавир» — "Катала"
1991 — «Люк» (СССР—Польша) — свинопас
1991 — «Без правосудия» — Морг
1992 — «Тишина» — Николай Григорьевич Вохминцев, отец Сергея
1994 — «Тень Алангасара» — колдун Юбер (главная роль)
1995 — «Лунные псы» — директор детдома
1995 — «Под знаком Скорпиона» — Владимир Ильич Ленин (одна из главных ролей)
_____________________________________________________________________
Рим Шарипович Аюпов
Театральный актёр Рим Аюпов был открыт для кино поздно, но испытание поздним дебютом выдержал с честью: не бросился навёрстывать упущенное — напротив, проявил редкую разборчивость. Не сыграл ни одной проходной роли — несмотря на то, что кинематограф был насквозь проходным: заходи кто хочешь, играй что хочешь. В фильме «Иван Павлов. Поиски истины» его лицо решительно невозможно было разглядеть под портретно-возрастным гримом, но в том, как Рим Аюпов играл дряхлого академика — старика с аристократическими манерами и дребезжащим голосом, мудреца и брюзгу, остроумца и скептика — был виден актёр незаурядный. Это подтвердила следующая роль Рима Аюпова в фильме «Комментарий к прошению о помиловании», где его герой — сломленный интеллигент, пойманный на банальной взятке. Отнюдь не вымогатель и выжига, он пытается осмыслить, что с ним произошло, и не находит объяснений случившемуся. Его драма — драма растерявшегося человека, который находится в разладе с неопознанной и непризнанной им новой реальностью. Как чужды токи новой жизни и другому герою Рима Аюпова — бомжу, облачившемуся в лохмотья и обитающему на свалках и пустырях («Люк»). За редким исключением — вроде директора детдома из «Лунных псов», который спешит делать добро, — герои Рима Аюпова предпочитают деятельности созерцание: и Максим Грек из «Ивана Фёдорова» (5-серийный телевариант — «Откровение Иоанна Первопечатника»), и бывший лагерник из «Тишины», и даже колдун из «Тени Алангасара». Наконец, Ленин, сыгранный актёром в фильме «Под знаком Скорпиона» без привычного грассирования и расхожей жестикуляции, — прежде всего измученный человек, а уж затем — вождь, втиснутый в прокрустово ложе кровавой трагедии, протагонистом которой был он сам, ныне обречённый созерцатель.
Александр Шпагин. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, «Сеанс», 2001