Цытович Владимир Иванович
Цытович Владимир Иванович
06.08.1931 — 05.10.2012

Цытович Владимир Иванович — Биография

Влади́мир Ива́нович Цыто́вич (6 августа 1931 – 5 октября 2012, Санкт-Петербург) — советский-российский композитор, пианист и музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1957), кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Семья Владимира Цытовича – выходцы из Белоруссии. Оба деда были православными священниками, музыкальное образование среди всех родственников имела только мать, Лидия Владимировна Бутомо и её сестра. Обе они закончили Гомельское музыкальное училище, мать была вокалисткой (лирико-драматическое сопрано), однако для певицы весьма неплохо играла также на фортепиано. Отец, Иван Александрович Цытович по профессии – инженер-строитель, его брат Николай, известный архитектор, автор учебника по механике мёрзлых грунтов. :4

Начало музыкального образования Владимира Цытовича было очень непростым и даже, отчасти, извилистым. Музыкой Владимир Цытович начал заниматься достаточно поздно (в 7-8 лет и только дома), однако уже за первый год занятий у Михаила Дулова, известного ленинградского музыкального педагога, прошёл четырёхлетнюю программу обучения и на второй год играл фортепианные пьесы Шумана. Впрочем, очень скоро в музыкальных занятиях пришлось сделать перерыв. Сначала, незадолго до войны Владимир заболел бронхоаденитом (детский туберкулёз), а затем вся семья оказалась в эвакуации – в Казани, где практически не было возможностей для занятий на фортепиано. Музыкальные занятия возобновились только в 1945 году, после возвращения семьи в Ленинград.:4—5

Первые робкие попытки сочинения музыки относятся к 1940 году, но записывать свои сочинения на бумаге Владимир Цытович начал только в 1945 году, когда поступил в детский музыкальный кружок при Дворце Пионеров и Школьников. Благодаря брату (Александру), который занимался на скрипке, Цытович узнал этот инструмент и сочинил «Маленький концерт» для скрипки и фортепиано (1946), который братья сыграли вместе.:8

Получив в 1947 году диплом ДПШ об окончании курса музыкальной школы, Цытович сдал вступительные экзамены в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова (при Консерватории), куда был принят на два отделения: фортепианное и композиторское (в класс известного педагога, Сергея Вольфензона, ортодоксального традиционалиста и приверженца школы Римского-Корсакова.:9 С этого времени его музыкальное образование вышло на вполне обычную, прямую дорогу: училище, консерватория, аспирантура. И тем не менее, несмотря на очевидные успехи, одобрение коллег и педагогов, Цытовича постоянно преследовала неуверенность в себе, ощущение, что он делает «что-то не то» и «ничего не успевает». Едва ли не бо́льшую часть своих сочинений студент уничтожал вскоре после написания – вне зависимости от похвалы учителя и считал, что он слишком ещё далёк от «достойного уровня композитора». Словно в подтверждение его опасений, на вступительных экзаменах в консерваторию ему поставили оценку «четыре с минусом» и вместо класса Ореста Евлахова определили к Борису Арапову.:9—10

Не оставляя своих занятий на кафедре специального фортепиано, Цытович одновременно поступил в органный класс легендарного органиста и педагога Исайи Браудо. Однако там не достиг больших успехов. По его собственному признанию, ему не удалось преодолеть «исполнительскую несостоятельность органа» и освоить всю сложность и инертность этого инструмента. Тем не менее, это не помешало Цытовичу впоследствии написать несколько пьес для органа, среди которых наиболее известны: «Дифирамб», Прелюдия и Хорал. :11

Во время обучения в Ленинградской консерватории Владимир Цытович находился под большим влиянием музыки Шостаковича, что было заметно по его сочинениям. Однако к тому времени именно эти тенденции в стиле стали господствующими, первые крупные опыты студента получили одобрение как у профессуры, так и у ректора консерватории Павла Серебрякова, и уже на пятом курсе Владимир Цытович был принят в Ленинградский Союз композиторов, что было достаточно необычным явлением для этого времени.:10 Причём, дело не обошлось без курьёза, поскольку сам студент даже и не подозревал, что его собираются принимать в члены профессионального союза композиторов. Осенью 1957 года его просто пригласили в Дом композитора на заседание одной из секций. К тому времени у студента уже были записи двух его сочинений («Конька-Горбунка» и «Симфониетты»), сделанных на радио для сдачи выпускного госэкзамена в консерватории. Ничего особенного не подозревая, Цытович пришёл на заседание с певицей Л.Грудиной, которая спела его романсы на стихи Блока под фортепианный аккомпанемент автора.

После прослушивания меня попросили выйти на время совещания. Когда пригласили обратно, то сообщили, что я принят в Союз композиторов. Уже после этого я написал заявление о приёме. В.М.Богданов-Березовский <...> даже ворчал, что приём в союз без заявления похож на рекрутский набор.:14

В 1958 году, сразу по окончании Консерватории Владимир Цытович продолжил обучение в аспирантуре по классу композиции (там же, у Бориса Арапова) и фортепиано (у Исайи Браудо), а затем остался преподавать в alma mater, как оказалось, на всю жизнь.

В 1973 году Цытович с успехом защитил музыковедческую кандидатскую диссертацию на тему «Специфика тембрового мышления Б.Бартока». Однако музыковедческая карьера Владимира Цытовича сложилась далеко не так успешно, как композиторская и педагогическая. Прежде всего, по причине слишком высокой конкуренции в этой сфере, а также вследствие скромности его характера. Сам профессор вспоминал об этом с улыбкой, хотя и не без некоторого сожаления. Так, в середине 1970 годов, написав теоретический труд о «фактурном тембре» и влиянии тембровой специфики инструментов на качество инструментальной фактуры, Цытович неожиданно наткнулся на сопротивление среды не только коллег, но и издателей:

У меня была почти готова вся книжка, но я понял, что её нигде не издадут. В Москве мне сказали, что на издание монографий существует большая очередь из музыковедов, а я, несмотря на свою степень кандидата искусствоведения, по их мнению, музыковедом не являюсь. Это отбило у меня охоту заниматься исследовательскими штудиями.:8
Владелец страницы: нет
Поделиться