Чапаев Аркадий Васильевич
Чапаев Аркадий Васильевич
12.08.1914 — 07.07.1939

Чапаев Аркадий Васильевич — Биография

Арка́дий Васи́льевич Чапа́ев (12 августа 1914, Мелекесс — 7 июля 1939, Борисоглебск Воронежской области) — советский военный лётчик, командир звена 90-й тяжелобомбардировочной эскадрильи ВВС РККА, капитан (1939, посмертно), член Центрального исполнительного комитета АССР немцев Поволжья. Младший сын легендарного героя Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Родился Аркадий 12 августа 1914 года (по др. данным 1912 г.) в городе Мелекессе (ныне город Димитровград) в семье Василия Ивановича Чапаева и его жены, поповской дочери Пелагеи Никаноровны Метлиной. Кроме Аркадия в семье были и другие дети, брат Александр и сестра Клавдия.

Отец, В. И. Чапаев, часто находился в разъездах, после на службе, поэтому Пелагея растила детей одна.

Весной 1918 года отец уходит на фронт, где 5 сентября 1919 года погибает. Вслед за отцом умирает и мать.

Аркадия, его брата и сестру, взяла на воспитание вдова близкого боевого товарища отца — Пелагея Камишкерцева. Живя в семье Камишкерцевой, Аркадий благополучно окончил школу.

Служба в авиации и политика

Ещё мальчишкой Аркадий полюбил авиацию. Учась в школе, он посещал авиационный кружок и, будучи семиклассником, совершил первый свой полёт, на планере, в качестве пассажира.

После школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем в военную школу лётчиков в городе Энгельсе.

Во время учёбы Аркадий стал активно заниматься общественной работой, сочетая её с отличной учёбой. Его избрали депутатом горсовета Энгельса (в то время столицы автономной республики немцев Поволжья). По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немреспублики. Кроме того Аркадий являлся членом Центрального исполнительного комитета АССР немцев Поволжья.

В начале 1935 года в Москве проходил VII Всесоюзный съезд Советов. Делегатом съезда Немреспублика направила Аркадия Чапаева. В перерыве Аркадий был вызван на беседу к И. В. Сталину. На беседе Сталин расспрашивал, как поживает семья прославленного полководца, обещал оказать содействие.

Аркадий не любил праздно проводить время, много ездил по стране и на встречах с рабочими, колхозниками, молодёжью рассказывал о своём героическом отце, о боевом пути Чапаевской дивизии. На эту же тему выступал в печати.

Закончив школу лётчиков, и до конца марта 1937 года, А. Чапаев служил младшим лётчиком в 89-й тяжелобомбардировочной эскадрилье. Через полгода командиром бомбардировщика в 90-й эскадрилье, а ещё через год — командиром целого звена тяжёлых бомбардировщиков.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступает слушателем в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, где вплотную занимается летной практикой и испытаниями новой техники. Здесь Аркадий знакомится со многими выдающимися пилотами того времени. Очень тёплые отношения он поддерживал с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым.

Вместе с Чкаловым Аркадий участвовал в разработке новых схем испытательных полетов. Его очень интересовали новые, перспективные авиационные разработки. В частности, привлекала идея автожиров.

Когда 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, сообщить эту горькую весть его семье поручили Аркадию Чапаеву. Естественно, гибель друга оставила в душе самого Аркадия несгладимые впечатления. Аркадий жил с Чкаловым в одном подъезде и общался с ним ежедневно.

Гибель пилота

В конце июня 1939 года А. Чапаева направили в Борисоглебск, на базу Борисоглебской лётной школы, для прохождения практики. 7 июля молодым пилотам, для перевода на второй курс, предстояло сдать экзаменационной комиссии технику лётного мастерства.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе «И-16». Его зачётный полёт проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень.

Озеро неглубокое, но скорость, с которой падал самолет, была такова, что всей своей массой и вместе с летчиком он ушел глубоко в илистое дно. Самолет вытащили тросами и веревками, а тело Аркадия из сплющенной кабины вырезали с помощью автогена.

Специальная комиссия долго изучала обстоятельства авиакатастрофы, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. До сих пор существует несколько версий случившегося:

  • Официальная версия — при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населенного пункта и направил его в озеро;
  • Версия попытки спасти самолёт — при отказе двигателя пилот до последнего пытался выровнять сорвавшийся в штопор истребитель, но не успел. Этой версии придерживались большинство свидетелей произошедшего, в частности однокурсник Аркадия, Герой Советского Союза — Леонид Иванович Горегляд;
  • Версия потери сознания пилотом — версия высказанная командиром отряда слушателей академии Подмогильным;
  • Версия саботажа — одна из наиболее предпочтительных и распространённых версий того времени. «Враги народа» открутили важную гайку у самолёта или насыпали соли в бензобак;
  • Версия самоубийства пилота — версия высказанная писательницей Евгенией Артуровной Чапаевой, родственницей Чапаевых, в её книге «Мой неизвестный Чапаев». В книге говорится, что личная жизнь у Аркадия Чапаева не складывалась. Женился он очень неудачно, на невероятно ревнивой и склочной женщине Зое (факт пересказанный дочерью В. И. Чапаева Клавдией, сестрой Аркадия). Чапаева Е. А. утверждает, что в свой последний полёт Аркадий уходил после очередной ссоры с женой, во взвинченном состоянии, что не исключает вероятности самоубийства пилота.

Через три дня после гибели А. Чапаева нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-Воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание капитан».

Похоронили А. В. Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище Борисоглебска. На могиле установлен памятник работы архитектора В. Тучина. На постаменте кроме прочего надпись:

«вылетел 6.07.1939 г. на истребителе И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолет от населенного пункта. Сам погиб, а людей спас».

Владелец страницы: нет
Поделиться