Завойских Аркадий Фёдорович
Завойских Аркадий Фёдорович

Завойских Аркадий Фёдорович — Биография

Аркадий Федорович Завойских (26 февраля 1922 года, д. Ульмоль, Новомултанский уезд, Вятская губерния (ныне Селтинский район), РСФСР, СССР — 31 октября 2013 года, РФ) — удмуртский советский государственный и политический деятель. Член КПСС.

Участвовал в Великой Отечественной войны. Но после тяжёлого ранения был демобилизован и работал учителем физкультуры в школе д. Ульмоль. В 1944 выбран секретарем Селтинского райкома комсомола, в 1959 назначен заведующим отделом,а затем вторым секретарём Удмуртского обкома ВЛКСМ. Вступил в КПСС и был назначен заведующим отделом Удмуртского обкома КПСС. В должности заведующим отделом КПСС много сделал для создания и организации работы Министерства культуры УАССР. После переведен на работу в правительство УАССР назначен заместителем Председателя Совета Министров УАССР. С 1959 вновь на партийной работе, до 1965 – первый секретарь Игринского райкома КПСС. С 1965 вновь переведен в правительство УАССР где до 1976 года занимал пост министра культуры Удмуртской АССР. Затем на пенсии.

Аркадий Федорович стоял у самых истоков культурной жизни Удмуртии. Был свидетелем того, как медленно возвращалась в республику мирная жизнь послевоенного времени, как объединялись под крылом министерства разрозненные управления печати, полиграфии, кинофикации и искусства, как появились в столице культурные объекты, на многие десятилетия определившие внешний облик Ижевска. Возможно, тогда, в 1965 году, назначение Завойских на эту должность стало для многих неожиданностью. Профессиональный военный, инвалид войны, молодой человек, сделавший карьеру партийно-хозяйственного руководителя в секретариате Селтинского, Игринского, Глазовского районов, бывший заведующий идеологическим отделом обкома КПСС и заместитель Председателя Совета министров Удмуртской АССР, он никогда прежде не работал в сфере культуры. Но невероятная коммуникабельность, ответственность, работоспособность, умение просчитать свои действия на несколько шагов вперед делали Аркадия Федоровича в глазах руководителей республики достойным кандидатом на пост министра. С его приходом на целое десятилетие определился курс строительства площадок для творческих коллективов. В Ижевске появилась Национальная библиотека, городские и районные библиотечные филиалы стали размещаться на первых этажах новых жилых зданий (там они, как мы знаем, находятся и по сей день). Ведущие промышленные предприятия республики получили собственные дом культуры (ДК «Ижмаш», ДК «Металлург», ДК «Аксион», ДК «Строитель», ДК «Железнодорожник», ДК «Ижсталь»), спортивные залы, бассейны, хоккейные площадки, Дворец спорта и стадион «Зенит». Музыкальные и театральные коллективы, ютившиеся в то время на арендованных площадках, тоже отметили новоселье. Национальный театр появился на месте реконструированного зала заседаний Верховного Совета, Удмуртская государственная филармония – на месте Дома политпросвещения, а только что созданный Союз композиторов – в старинном здании на Ленина, 15. Творческие кадры стали готовить в ведущих учебных заведениях страны: актеры обучались в училище им. Щукина в Москве и училище им. Вагановой в Ленинграде, артисты балета – в Пермском хореографическом училище, а певцы – в Казанской консерватории. В то время труппа Национального театра состояла из двух коллективов – удмуртского и музыкально-драматического. Вместе на одной сцене им было тесно. Аркадий Федорович понимал, что для республики со статусом автономной нужен оперный театр. Так из Национального выделилась вокальная труппа, которая затем переехала в здание Театра оперы и балета. Позже свое здание появилось и у труппы театра кукол, и у артистов ансамбля «Италмас», у Союза художников Удмуртии (Художественный фонд и Музей изобразительных искусств), а также у музейных работников, облюбовавших здание Арсенала под большой музейный комплекс. Во всех районах республики стали открываться музыкальные школы. Для подготовки преподавателей построили Музыкальное училище. В 1959 году Аркадия Федоровича назначили председателем оргкомитета по подготовке масштабных мероприятий в связи с празднованием 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России. В честь этого события тогда был построен знаменитый монумент «Навеки с Россией». Завойских стал инициатором возведения еще одного памятного объекта архитектуры – мемориального комплекса воинской славы «Вечный огонь», который специально для Ижевска выполняли специалисты киевского института. Памятник Воину-освободителю изготовили в Ижевске. Власти города переживали, как отреагируют ижевчане на фигуру полуобнаженного солдата. Советские люди приняли его восторженно. И сегодня сквер у Вечного огня – одно из самых популярных мест города Ижевска. При Аркадии Федоровиче закладывались не только объекты строительства, но и многолетние традиции. Например, традиция проведения Дней культуры Удмуртии в Москве, когда в известных залах Чайковского, Колонном и на ВДНХ выступали наши профессиональные и самодеятельные коллективы. Или традиция музыкальных фестивалей им. П.И. Чайковского в Воткинске. Идея фестиваля на родине великого композитора появилась у Аркадия Завойских после поездки на Клинский музыкальный фестиваль, который разочаровал его своими скромными масштабами. Став министром культуры, Завойских начал активно добиваться учреждения фестиваля, понимая, что мероприятие позволит приглашать в Удмуртию знаменитостей. Идею поддержали Министерство культуры страны и большие артисты – Людмила Зыкина и Иосиф Кобзон. С тех пор на сценах Ижевска и Воткинска стали бывать артисты мирового уровня: Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Милашкина, Евгений Атлантов, симфонические оркестры под управлением Светланова, Кондрашина, Федосеева, Дударовой, оркестр народных инструментов по управлением Некрасова, академическая хоровая капелла им. Юрлова. Благодаря фестивалю П.И. Чайковского интерес исполнителей к Удмуртии и ее просвещенному зрителю продолжает сохраняться в наши дни. Истоки разнообразия и богатства нынешней концертной деятельности были заложены еще тогда, в конце 60-70-х годов.

Владелец страницы: нет
Поделиться