Левитин Михаил Феликсович
Левитин Михаил Феликсович

Левитин Михаил Феликсович — Биография

Михаил Феликсович Левитин (Левитес) (27 августа 1953, Москва — 18 июля 1989, Москва) — советский кинокритик и киновед, ответственный секретарь журнала «Советский экран». С 1996 года вручается премия памяти Левитина лучшему молодому кинокритику.

Михаил Феликсович Левитин родился 27 августа 1953 года в Москве. В 1979 году окончил заочное отделение киноведческого факультета ВГИКа (мастерская К. Исаевой). Работал старшим методистом и заведующим репертуарной частью дирекции кинотеатров Краснопресненского района Москвы, редактором отдела советского кино, затем ответственным секретарем журнала «Советский экран». Публиковался в изданиях ВО «Союзинформкино»; в журналах: «Советский экран», «Мнения», «Новые фильмы»; в газетах: «Советская культура», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Литературная Россия», «Комсомольская правда». Также печатался под псевдонимами С. Савостьянов, С. Громоздин. Трагически погиб 18 июля 1989 года. Похоронен на 58 участке Ваганьковского кладбища. В 1995 году Гильдией киноведов и кинокритиков России и Верой Левитес учреждена Премия им. Михаила Левитина лучшему молодому кинокритику.

Вступление главного редактора журнала Юрия Сергеевича Рыбакова «Советский экран» к посмертному сборнику статей Михаила Левитина «Шторм — нормальная погода»:

«Михаил Феликсович Левитин был превосходным кинокритиком – посмертный, увы, сборник его статей доказывает это с полной очевидностью. В статьях его независимость суждений, точность оценок, основательность аргументов и то знание предмета, которое даётся только тем, кто любит кино первой и последней любовью.

При неизбежных трудностях жизни Миша, как и его сверстники в профессии, получил праздничную возможность выявить свой дар, не оглядываясь на авторитеты и отвергая догмы. Горький символ – его неотомщённая гибель от ножа убийцы случилась в дни праздника, в дни московского кинофестиваля, когда кинокритики живут особо напряжённой и сладостной жизнью, смертельно уставая от просмотров, пресс-конференций и спешной работы, они полной душой ощущают своё предназначение.

На предыдущем фестивале редакция «Советского экрана», где мы вместе работали, выпускала «Спутник кинофестиваля», ежедневное обозрение событий. Темп работы не снился даже газетчикам. В один день собрать материал, отредактировать, в последнюю секунду получить снимок «звезды», смакетировать номер и ночью в типографии править гранки, переругиваясь с верстальщиками. Миша при этом стоял на самом собачьем месте – был ответственным секретарём.

После «Спутника» стало ясно, что Миша созрел для должности ответственного секретаря в самом «Советском экране». Со второго номера 1988 года в выходных данных появляется строчка – «М.Ф.Левитин (ответственный секретарь).

Это уникальная должность. Можно быть превосходным автором, хорошим редактором и даже славно заведовать отделом, но если нет слоновьего терпения, чувства юмора и такта, сопряжённого, однако, с настойчивостью, то ничего не получится. К тому же ответственный секретарь занимает промежуточное место между редакционным начальством и коллективом и вынужден ежечасно решать щекотливые вопросы. Если сравнить номера журнала до прихода Миши на эту должность и после, о наверняка обнаружатся почти незаметные, но существенные в своей совокупности изменения, в которых отразились личность, профессионализм, художественный вкус. Чуть-чуть меняется вёрстка, подбор и монтаж фотографий, соотношение шрифтов в полосе, а в итоге внешний вид журнала становится иным.

Одновременно меняется соотношение различных материалов в номере. Это только ведь кажется, что достаточно собрать нужное количество страниц, и журнал готов. Как бы не так! Миша тонко чувствовал целостность журнальной книжки, – этот материал пропускался быстро, а этот ждал своего часа, срочно заказывался материал о фильме, который ещё и на одну плёнку не свели: интуиция и знание подсказывали Мише, что будет интересное кино. Приходили новые авторы, возникали новые рубрики. Редакционная работа коллективная, это так, конечно, но очень многое в ней зависит от ответственного секретаря. Из Миши Левитина вырабатывался высококлассный журнальный работник, не критик, им он уже был, а именно делатель журнала.

Ответственному секретарю нужен не только профессионализм, но и особые свойства характера. Трудно не озлобиться, если твоя обязанность торопить редакторов со сдачей статей, отвергать неудавшееся, спорить с авторами из-за сокращений (от одного этого можно возненавидеть человечество), выговаривать за ошибки, вдохновлять на поиски единственно нужной фотографии, умолять художника сделать ещё один вариант разворота – и так без конца…

Всё ему удавалось: с улыбкой гасил конфликты, мудро держался в противостояниях, строил журнал. Замечательным обладал качеством: легко делать трудную работу.

С двенадцатого номера журнала 1989 года по шестнадцатый включительно строчка – «М.Ф. Левитин (ответственный секретарь)» печатается в траурной рамке. Горькое горе ударило всех, кто знал, любил и ценил Мишу Левитина…».
Владелец страницы: нет
Поделиться