Кудряшёв Владимир Владимирович
Кудряшёв Владимир Владимирович
25.06.1902 — 09.11.1944

Кудряшёв Владимир Владимирович — Биография

Кудряшев Владимир Владимирович (25 июля 1902, с. Малые Яльчики Тетюшинского уезда Казанской губернии, Российская империя — 09 ноября 1944, Москва, СССР) - график, скульптор, живописец.

Владимир Владимирович Кудряшев (Кудряшов) родился 25 июля (12 июля по старому стилю) 1902г. в селе Малые Яльчики Тетюшинского уезда Казанской губернии в семье столяра-краснодеревщика. В 1907г.семья переехала в город Цивильск. Во время учения в местной школе у Владимира проявились незаурядные способности к рисованию.

В 14 лет он поступает в Казанскую Художественную школу (КХШ), где учится на выделенную городом персональную стипендию. Среди учителей школы были Н.И. Фешин, П.П. Беньков, П.М. Дульский и другие яркие личности, что определяло высокий уровень образования.

Ранний Казанский период творчества В. Кудряшева (1916—1923) отличался разнообразием стилевых подходов. В эти годы он очень активен, и пробует себя в графике, гравюре, плакате, скульптуре, живописи, делает эскизы театральных декораций.

После Октябрьской революции 1917 г. школа преобразуется в Свободные государственные художественные мастерские (позже АРХУМАС). Стипендия отменена, и нужно зарабатывать на жизнь. Возможности обучения ограничены, но В. Кудряшев не теряет связи со школой. В возрасте 18-19 лет он участвует в выставках казанских художников наряду с известными мастерами. В каталогах этих выставок(1,2) указаны его работы, в большинстве не сохранившиеся.

В 1919 г. его призывают в РККА, и он начинает работать в ИЗО-мастерских как плакатист. Сюда привлекали многих казанских художников, приезжал Дени и другие мастера. Самый известный плакат В. Кудряшева «Могучим ударом труда мы уничтожим оковы разрухи», 1921 г.

В 1922 г. В. Кудряшев выпускает альбом офортов «Казанский Кремль», который относят к числу лучших послереволюционных серий гравюры. Сейчас офорты этого выпущенного небольшим тиражом альбома представлены в ведущих российских музеях и за рубежом.

В те же годы он начинает работать как скульптор. В деревянных скульптурах (высотой 40-60см) точно переданы типы крестьян, нищих, послушника, а также образы известных персонажей театральных спектаклей и женские классические образы. Особо выделяются два мужских портрета, один из которых свидетельствует о зрелости молодого скульптора-мастера резьбы по дереву, использующего разнообразие фактуры материала. В этой работе он достигает уровня «…высокого мастерства, психологической убедительности, трагического чувства времени» (3). Известны также его работы в других материалах: «Атлет с шаром» и «Обнажённая» отлиты в гипсе. В 1923 г. В. Кудряшев переводится в Москву и поступает во ВХУТЕМАС в класс скульптора И.С. Ефимова.

В 1927 г. он создает крупномасштабную скульптуру «Голова рабочего». Это произведение можно отнести к проявившимся ещё в Казани авангардным поискам художника. На анатомически выверенной каркасно-реечной основе, используя выкроенные фанерные листы, он формирует образ, сочетающий в себе монументальность и выразительную пластику. Во время посещения ВХУТЕМАС-а на эту работу обращает внимание А. В. Луначарский, и в газетах появляются статьи о ней. В «Известия ВЦИК» С. Бурдянский писал, что «… вся скульптура … в значительной мере от архитектуры» (4). В первую очередь это относят к каркасу, впечатлявшего конструктивной структурой, органично формирующей пластику цельного объёма. Скульптура была приобретена государством, и автору предложили облицевать её металлическими пластинами. Позже художник использует тот же принцип для сооружения объёмных праздничных композиций и в кинорекламе.

В 1930 г. В. Кудряшев (в дипломе Кудряшов) заканчивает ВХУТЕИН как скульптор-монументалист. Его дипломной работой была деревянная скульптура «Уставшая», представленная на 11 выставке АХР. В том же году он женится на Анне Николаевне Вильям - младшей представительнице семьи, принадлежащей к московской творческой интеллигенции. В последующее десятилетие она заняла особое место в его творчестве.

После окончания института он начинает сотрудничать с ИЗОГИЗ-ом. Выпускает совместно с Д.Н. Бабиченко несколько десятков плакатов. По договору со скульптурным отделом выполняет тематические заказы: «Парижская Коммуна»-барельеф в терракоте, «Китайская Красная армия»-майолика и проч. В это же время он создает крупномасштабные кинорекламные композиции и скульптурную группу (кинорежиссер, оператор со съёмочной камерой) для оформления Арбатской площади.

В 1932 г. В. Кудряшев становится членом МОССХС-а. С 1929 по 1940 гг. участвует в выставках.

С середины 30-ых годов в его творчестве определяются две линии. Официально он работает над декоративно-монументальной скульптурой, реализуясь, в основном, в неоклассическом стиле. В его работах нет советской атрибутики. Там, где требуется участие архитекторов, чаще сотрудничает с М.В. Серовым и А.Л. Пастернаком. Среди скульптур этого периода «Атлет», «Прокатчик» (совместно с Д.П. Шварцем), фонтаны «Отдых», «Играющие дети» и др.

В эти же годы В. Кудряшев начинает работать над темой «Материнство». Он делает зарисовки с натуры жены и детей, появляются их пастельные портреты и сине-голубая трехфигурная пастельная композиция. Центральная женская фигура этого произведения

ассоциируется с образом Богоматери. Позже при создании скульптуры стилистика меняется, и библейские мотивы не проявляются. В 1938г. Оргкомитет Международной выставки в Нью-Йорке заказывает «Материнство» в бронзе. В просмотре экспозиции участвует В.М. Молотов. Он исключает её, т.к. по его мнению, советская женщина не может быть босой. После экспонирования на выставке скульптуры МОСХ-а в 1940г. «Материнство» тиражируется в гипсе для установки в парках и скверах, где она гармонично вписывается в садово-парковые ансамбли.

С 1936 г. художник увлечён темой А. С. Пушкина. В 1937 г. он делает увеличенную копию маски поэта. Серия «Пушкинский портрет» включает графику и законченные произведения в скульптурном и пастельно-живописном вариантах. Графические портретные изображения изменчивы. Художник искал «своего Пушкина», часто уходя от зрительно закреплённых канонов. В двух портретах- первом скульптурном и одном из пастельных передана трепетная импульсивность натуры поэта. Другой пастельный портрет метафоричен. В нём синтезированы мысли скульптора о памятнике в античном духе и трагичности пушкинской судьбы. Обособленно стоит второй скульптурный портрет. Он возник под давлением заказной регламентации, шедшей вразрез с мнением автора, ограниченного в работе условиями договора.

Пушкинские пастельные портреты оставались неизвестными почти семьдесят лет. Это самые значительные произведения в серии больших пастельных листов, созданных В. Кудряшевым перед войной в завершающий период творчества. Они не были предназначены для показа, и впервые демонстрировались на персональной выставке художника в Галеев-Галерее в 2006 г., к открытию которой была выпущена книга о нём. В экспозицию вошли также ранние работы и неизвестная графика 30-ых годов. Графическая часть творчества В. Кудряшева имеет самостоятельное значение, где он проявил себя мастером-рисовальщиком (5). Сюжетно пастели и рисунки далеки от советской действительности. Пастели стилистически неоднородны. Есть реалистичные изображения жены и детей, но некоторые образы достаточно обобщённые. Две вещи напоминают старые фрески. В нескольких можно найти отражение «…впечатлений от ранее виденного, от Делакруа и Энгра до Сомова и Франца фон Штука»

(6). Некоторые близки импрессионизму. Работая над профессиональной эрудицией и формированием своей жизненной философии, он переосмысливал наиболее любимое из художественного наследия, обретая в импровизациях свободу мысли, свободу творчества вне рамок официального искусства. По мнению И. Галеева "требовалось известное мужество на рубеже 1920-30 годов демонстрировать свою привязанность к «неактуальной эстетике» (5).

Относящаяся к 30-ым годам скульптурная часть наследия В. Кудряшева не сохранилась и, в основном, известна по фотографиям. Недолговечность некоторых скульптур объясняется тем, что они были отлиты в гипсе. Бронзовые «Материнство» и второй бюст Пушкина разделили судьбу многих других скульптур, переплавленных во время войны для нужд фронта.

С началом Великой Отечественной войны В. Кудряшев работает по маскировке различных московских объектов. В октябре 1941 г. в рядах ополчения уходит на фронт. В 1942 г. работает клубным военным художником. Через год его переводят в политотдел 10 армии Западного фронта. Он успевает сделать несколько листовок и плакатов, но в августе 1943 г. надолго попадает в госпиталь, и после выписки возвращается домой.

В. В. Кудряшев скончался в Москве 9 ноября 1944 г., и похоронен на Введенском кладбище

Владелец страницы: нет
Поделиться