Радчук Павел Петрович
Радчук Павел Петрович
03.08.1909 — 05.10.1943

Радчук Павел Петрович — Биография

Павел Петрович Радчук (1909—1943) — советский военный лётчик. Участник Великий Отечественной войны. Герой Советского Союза (1943). Гвардии подполковник.

Павел Петрович Радчук родился 3 августа 1909 года в селе Сычин Холмского уезда Люблинской губернии Российской империи (ныне в черте города на правах повята Хелм Люблинского воеводства Польской Республики) в крестьянской семье. Украинец.

Детство Павла Петровича пришлось на тяжёлое время Первой мировой войны, революционных потрясений и гражданской междоусобицы, которые сопровождались голодом, разрухой и эпидемиями. Война отняла у него отца, а в 1915 году вследствие стремительного продвижения немецких войск к Люблину он вместе с матерью и братом вынужден был бежать вглубь страны. Семья Радчук осела в Ростове, но через два года город стал ареной новых социальных потрясений. Павлу Петровичу пришлось в полной мере испытать на себе тяготы и лишения Гражданской войны. В 1920 году от сыпного тифа умерла его мать, а вскоре он потерял и брата. Павел Петрович попал в детскую коммуну, где он провёл три с половиной года. После окончания седьмого класса в 1924 году он устроился подсобным рабочим на Гомельницу № 1 акционерного общества Хлебопродукт. В 1926 году вступил в комсомол. По решению комсомольского собрания П. П. Радчук был направлен на учёбу в школу фабрично-заводского ученичества, по окончании которой в 1927 году он вернулся работать на мельницу уже квалифицированным слесарем. Свободное от работы время Павел Петрович посвящал общественной работе: он состоял членом агитколлектива, активно участвовал в самодеятельности, был руководителем духового кружка.

В 1929 году по рекомендации комсомольской ячейки П. П. Радчук поступил в военно-теоретическую школу лётчиков. В ноябре того же года Павел Петрович вступил в ряды ВКП(б). Окончив в 1930 году ВТШЛ, Радчук продолжил обучение в военной школе лётчиков-испытателей. С 1931 года он лётчик — инструктор Серпуховской военной авиационной школы пилотов. С началом Великой Отечественной войны Павла Петровича направили в 579-й дальнебомбардировочный авиационный полк, формирование которого началось в Подмосковье. В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант П. П. Радчук с октября 1941 года в должности командира дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф. Боевой крещение принял в Битве за Москву. Боевые вылеты лётчиками полка приходилось совершать в условиях тотального превосходства противника в воздухе без прикрытия истребителей. Во время Московской битвы Павел Петрович произвёл не менее трёх одиночных боевых вылетов в дневное время. Полк нёс большие потери, но высокое лётное мастерство, а иногда только удача позволяли Павлу Петровичу избегать встреч с вражескими истребителями и преодолевать наземную систему немецкой противовоздушной обороны. Будучи одним из наиболее опытных лётчиков полка, П. П. Радчук часто вылетал на боевые задания в качестве ведущего в паре с молодым экипажем, а нередко водил в бой и звено дальних бомбардировщиков. Вскоре ему было присвоено звание капитана. К февралю 1942 года П. П. Радчук в составе своего полка, в начале декабря 1941 года переименованного в 751-й дальнебомбардировочный авиационный полк, совершил 35 боевых вылетов на бомбардировку ближних и дальних тылов противника, в том числе крупнейших на московском направлении аэроузлов противника в Смоленске и Вязьме. За отличие в Московской битве Павел Петрович был награждён орденом Красного Знамени.

После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой на фронтах возникло недолгое затишье, что позволило советскому командованию серьёзно подумать о нанесении воздушных ударов по политическим центрам врага, его промышленным объектам на территории Германии и других стран оси. В марте 1942 года в дальнебомбардировочной авиации произошли большие преобразования, в результате которых 751-й дальнебомбардировочный полк был преобразован 751-й авиационный полк дальнего действия. П. П. Радчук, досрочно получивший звание майора, был назначен на должность командира авиационной эскадрильи. Среди целей экипажа Радчука в этот период появились промышленные объекты в Кёнигсберге, Данциге и Варшаве. Но всё же приоритетной целью оставалась военная инфраструктура противника в ближних и дальних армейских тылах. Чувствовалось, что немцы готовят новое широкомасштабное наступление. Однополчанин П. П. Радчука В. В. Решетников впоследствии вспоминал:

География наших ударов расширялась. Из ночи в ночь бомбим железнодорожные узлы — Псков, Брянск, Смоленск, ещё и ещё Брянск, Харьков… Налетаем целыми дивизиями. В небольших промежутках наносим удары по аэродромам бомбардировщиков — Луга, Орша… В хорошую ночь с большой высоты пожары, особенно станционные, видны за 100, 200, а то и 300 километров. Горят они охотно и долго. Но, чёрт возьми, воюем с немцами, а названия целей — городов и станций — сплошь русские!

— Решетников В. В. Что было — то было

К сентябрю 1942 года на счету экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в составе командира корабля майора П. П. Радчука, штурмана корабля капитана П. П. Хрусталёва, стрелка-радиста старшего сержанта В. К. Шереметьева и воздушного стрелка сержанта Колосова произвёл с начала войны 120 успешных боевых вылетов и нанёс значительный урон врагу.

В августе 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Советское командование бросило на разгром противника под Сталинградом почти всю имевшуюся в его распоряжении авиацию, в том числе и 17-ю авиационную дивизию дальнего действия, в состав которой входил 751-й авиационный полк. Во время Сталинградской битвы майор П. П. Радчук совершил 24 ночных боевых вылета на бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры. При этом Павел Петрович летал, как правило, с повышенной бомбовой нагрузкой и порой делал до четырёх вылетов за ночь. Ударам подвергались и железнодорожные станции, через которые противник осуществлял переброску резервов на сталинградское направление, а также военные объекты в Восточной Пруссии и Польше. За отличие в боях приказом Наркома обороны № 137 от 26 марта 1943 года 751-й бомбардировочный авиационный полк дальнего действия был преобразован в 8-й гвардейский, а в двадцатых числах апреля П. П. Радчук был произведён в гвардии подполковники. К этому времени Павел Павлович имел на своём боевом счету 207 успешных вылетов с общим налётом 715 часов, при этом не имея ни одного случая потери ориентировки или невыполнения боевого задания. Ни плохие метеоусловия, ни яростный огонь зенитной артиллерии, ни атаки немецких истребителей не могли остановить его экипаж на пути к цели. При этом 9 боевых вылетов он совершил на бомбардировку объектов в глубоком вражеском тылу, в том числе в Берлине — 1 вылет, в Кёнигсберге — 4 вылета, в Данциге — 2 вылета, в Варшаве — два вылета. 25 апреля 1943 года командир полка гвардии полковник В. Г. Тихонов представил гвардии подполковника П. П. Радчука к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 27 июля 1943 года.

В середине мая 1943 года из состава 8-го гвардейского авиационного полка дальнего действия было выделено несколько экипажей, из которых началось формирование 19-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. Командиром нового соединения был назначен гвардии подполковник А. И. Шапошников, а его заместителем стал гвардии подполковник П. П. Радчук. К середине сентября 1943 года общими усилиями они создали вполне боеспособный коллектив, который хорошо зарекомендовал себя во время Смоленско-Рославльской операции, за что был удостоен почётного наименования «Рославльский». В конце сентября — начале октября 1943 года лётчики полка активно участвовали в Битве за Днепр, нанося бомбовые удары по Восточному валу немцев. Как заместитель командира полка Павел Петрович уделял много внимания подготовке молодых экипажей. «Вместе в Павлом Петровичем Радчуком, теперь уже заместителем командира полка, мы, все три комэска, Франц Рогульский, Саша Романов и я, возвратясь с боевого задания, пересаживались, пока ещё держалась ночь, в передние кабины и крутили над аэродромом полёт за полётом с наконец дождавшимися нас молодыми лётчиками», — вспоминал Василий Васильевич Решетников. Утром 5 октября гвардии подполковник П. П. Радчук вернулся с боевого задания по бомбардировке немецких укреплений на правом берегу Днепра. После короткого отдыха Павел Петрович решил потренировать экипаж лейтенанта П. И. Чеботарёва, однако во время учебного полёта самолёт неожиданно стал терять высоту и врезался в землю между селом Иваньково и деревней Юрцово Иваньковского районаТульской области. Лётчики П. П. Радчук и П. И. Чеботарёв погибли на месте. На следующий день, не приходя в сознание, от полученных травм скончался стрелок-радист старший сержант Н. А. Спорыхин. Вспоминая обстоятельства гибели гвардии подполковника П. П. Радчука, В. В. Решетников в своих мемуарах отмечал:

Причин его гибели так никто и не раскрыл. Свидетелей не было. Обломки молчали. В них лежал Павел Петрович и экипаж молоденького лейтенанта Чеботарёва. Кто-то уверял, будто вскочили они в мощно-кучевое облако и оттуда вывалились в беспорядочном падении. Предположений было множество — техника, ошибки, усталость… Поговаривали о залётном «мессере». Это предположение начальству понравилось больше других. На том и сошлись

— Решетников В. В. Что было — то было

Похоронен П. П. Радчук на Соборной (Красной) горе в городе Серпухове Московской области. В ноябре 2012 года фрагменты разбившегося у села Иваньково Ил-4 были обнаружены тульскими поисковиками.

Владелец страницы: нет
Поделиться