Гойнкис Павел Густавович
Гойнкис Павел Густавович

Гойнкис Павел Густавович — Биография

Павел Густавович Гойнкис (Hoinkis) — инженер-кораблестроитель, создатель первого в СССР скоростного торпедного катера, основатель Тюменского судостроительного завода, кандидат технических наук, технический директор Адмиралтейского завода, Дальзавода, лауреат Сталинской премии.

Павел Густавович Гойнкис родился 1 ноября 1889 года в г. Сосновец, Бендинского уезда, Петраковской губернии Российской империи (ныне Польша), в семье немецкого купца. Окончил реальное училище в Варшаве.

В 1907 году поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте.

В 1911 году, после окончания училища, назначен младшим помощником судостроителя в аварийные доки Кронштадтского порта.

С 1912 года — инженер завода «Руссуд» в Николаеве, участвовал в постройке линейных кораблей типа «Императрица Мария».

В 1913 году поступил в Николаевскую морскую академию, но с началом Первой мировой войны в 1914 работал на судоремонтных заводах в Свеаборге, Гельсингфорсе, а затем в Кронштадте. Позднее направлен в Архангельск для организации работ по вооружению гражданских судов артиллерией. В 1915 году произведён в штабс-капитаны Корпуса корабельных инженеров.

Зимой 1916 года провёл уникальную судоремонтную операцию по смене лопастей гребного винта ледореза «Канада» (переименован в «Фёдор Литке») при помощи специального кессона.

В августе 1916 года продолжил учёбу в Николаевской морской академии, которую закончил в апреле 1918 года. Работал помощником инспектора классов, деканом кораблестроительного факультета Морского инженерного училища, преподал курс теории корабля и одновременно возглавлял судостроительное конструкторское бюро Балтийского завода.

С 1920 года преподавал в Морской академии. Помогал академику А. Н. Крылову читать курсы математики и теории корабля. В 1928—1930 года был заведующим кафедрой военного кораблестроения.

До 1929 года работал главным инженером Балтийского завода. Руководил постройками на возрождающемся предприятии: барж, лихтеров для Севморпути, ремонтом кораблей Балтийского флота, постройкой первых советских лесовозов типа «Товарищ Красин» и пассажирских теплоходов (с 1925 года).

В 1928 году организовал сборочную верфь в Тюмени на реке Тура. Считается основателем Тюменского судостроительного завода.

В 1929—1930 годах работал техническим директором Адмиралтейского завода в Ленинграде.

2 октября 1930 года был арестован по делу о так называемой «Промпартии», приговорён к высшей мере наказания с заменой на 10 лет концлагеря. 2 января 1932 года заключение в концлагере заменено условным осуждением. (Реабилитирован 16 октября 1964 г. ВК ВС СССР).

С 1932 года — заместитель управляющего по механической части «Восток-Союзверфи». в Хабаровске.

В феврале 1932 года работал в составе комиссии при выборе площадки для строительства судостроительного завода в Перми.

С 1933 года работал техническим директором Дальзавода во Владивостоке.

В 1934 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1935—1936 годах Г. Гойнкис был главным инженером Главморпрома (Главное управление морского судостроения).

29 марта 1936 года Гойнкиса приказом Наркомата тяжёлой металлургии вновь перевели работать на Дальний Восток главным инженером и заместителем директора Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре.

В 1937 году получил степень кандидата технических наук.

11 июля 1938 года был вновь арестован по сфабрикованному обвинению и приговорён к 10 годам заключения. Заключение отбывал в ОТБ Болшево, в ОТБ Молотовска, ОКБ-172 (Ленинград, тюрьма «Кресты»). В эти годы создал несколько проектов боевых кораблей: малого противолодочного корабля проекта 199, торпедных катеров проекта 183, проекта 206, проекта 360. Был освобождён из заключения в июле 1948 года.

В 1948 году на заводе № 5 МСП (с 1967 года — ЦМКБ «Алмаз») разработал проект и наладил серийное производство торпедных катеров дальнего действия, за что в 1951 году ему была присуждена Сталинская премия и в 1952 году награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 50-х годов XX века под руководством главного конструктора ЦКБ-5 (с 1967 года — ЦМКБ «Алмаз») П. Г. Гойнкиса был создан проект большого торпедного катера «Шершень» со стальным корпусом.

Умер Павел Густавович Гойнкис в Ленинграде. Похоронен на Охтинском кладбище. По дате смерти спорные сведения — в разных источниках указываются — 1959, 1960 или 1961 годы. Большинство исследователей придерживаются даты 21 марта 1961 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться