Хилков Михаил Иванович
Хилков Михаил Иванович
18.12.1834 — 08.03.1909

Хилков Михаил Иванович — Биография

Князь Михаил Иванович Хилков (6 декабря 1834, Тверская губерния — 8 марта 1909, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель из рода Хилковых, действительный тайный советник, министр путей сообщения Российской империи (1895—1905). Племянник боевого генерала Степана Хилкова.

Родился в родовом имении Синево-Дуброво Бежецкого уезда Тверской губернии (сейчас Сонковский район Тверской области). Начальное образование получил дома под руководством известного в своё время писателя, сотрудника «Русского слова» и «Отечественных записок» М. А. Циммермана; затем поступил в Пажеский корпус. По окончании корпуса (1853) служил в лейб-гвардии егерском полку. В 1857 году, в звании штабс-капитана, оставил военную карьеру и перешёл на статскую должность в Министерство иностранных дел.

В 1860 году, вместе с Циммерманом, предпринял двухлетнее путешествие по Европе и Америке, затем был выбран мировым посредником Бежецкого уезда. В 1864 году снова уехал в Америку и поступил на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги, сначала простым рабочим; спустя четыре года стал заведующим службой подвижного состава и тяги. Оставив Америку, он около года прослужил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле.

По возвращении на родину был назначен начальником пути на Курско-Киевской железной дороге, потом служил на Московско-Рязанской дороге. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 — уполномоченный Российского общества Красного Креста при санитарном поезде. Поезд находился под покровительством будущей императрицы Марии Фёдоровны. Знакомство с «сильными мира сего», помимо высокого профессионализма, содействовало успешному карьерному росту князя.

В 1880 году был вызван генералом М. Н. Анненковым для руководства постройкой железнодорожной ветки на Кизил-Арват. В 1882 году занял в Болгарии пост управляющего министерством общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. В 1885 году возвратился в Россию и снова поступил на Закаспийскую железную дорогу. В 1892 году был назначен правительственным директором Привислинских железных дорог, затем занимал должности начальника Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Орловско-Грязской и Ливенской дорог.

В 1894 году (31 июня) М. И. Хилков был назначен главным инспектором железных дорог, а 4 января 1895 года — министром путей сообщения.

Мария Феодоровна относилась к Хилкову с крайней симпатий. … как личность, Хилков был совершенно исключительным человеком: с одной стороны, он был человек высшего общества, а с другой стороны — он прошёл такую удивительную карьеру. … он прекрасно знал железнодорожное дело, знал все, что касается паровозов и тракции, он был опытный железнодорожник, вообще был человек чрезвычайно воспитанный, человек высшего общества и по существу, был хороший человек … Конечно, Хилков не был государственным человеком и всю свою жизнь он оставался скорее обер-машинистом, нежели министром путей сообщения.

Витте С.Ю. 1894-окт. 1905: Царствование Николая Второго — I // Воспоминания. — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 2. — С. 24-27. — 75 000 экз.

С назначением М. И. Хилкова министром, работа этого ведомства приняла крайне интенсивный характер. Протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 км автомобильных дорог. В период деятельности Хилкова, в 1898 году, в России были утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, открытых для общего пользования, а в 1899 году на станции Ртищево Рязано-Уральской железной дороги построена первая в России сортировочная горка. В Москве было открыто в 1896 году высшее инженерное училище для подготовки железнодорожных кадров.

14 мая 1986 года пожалован орденом Св. Анны 1-й степени.

Хилков блестяще организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Грандиозные работы были также развёрнуты на Транссибирской магистрали. Хилков много раз выезжал в Сибирь, где оперативно решал проблемы строительства. Он проехал по железной дороге от Урала до Байкала, посетил Забайкалье. Именно он вбил последний костыль 13 сентября 1904 года, после чего произошла стыковка Великого Сибирского пути. Особое внимание министр уделял обустройству магистрали, улучшению условий жизни и быта железнодорожников и строителей. Началась русско-японская война, и на восток скорым ходом полетели воинские эшелоны. Нелёгкая задача выпала министру путей сообщения Хилкову. Но в отличие от военных, справился он с ней успешно. Отмечая это, корреспондент английской газеты «Таймс» подчёркивал, что князь Хилков оказался для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин.

С началом революции 1905 года на железных дорогах начались забастовки. Не сумев справиться с ними, Хилков вышел в отставку в октябре 1905 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться