Лотарёв Владимир Алексеевич
Лотарёв Владимир Алексеевич
15.11.1914 — 20.07.1994

Лотарёв Владимир Алексеевич — Биография

Владимир Алексеевич Лотарёв (15 ноября 1914 — 20 июля 1994) — советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук (1971). Член-корреспондент АН УССР (1976), академик АН УССР (1985).

Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989) от Запорожской области.

Родился 15 ноября 1914 года в г. Шахты, ныне Ростовской области, в семье рабочего. Отец – Алексей Евграфович работал шахтёром, мать – Валентина Прокофьевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.

Трудовую деятельность В.А.Лотарёв начал в 1930 году учеником электрослесаря горнопромышленного училища в городе Шахты. После окончания Харьковского авиационного института В.А.Лотарев с 1939 года работал на Запорожском заводе имени Баранова №29 (теперь ОАО «Мотор Сич») инженером-конструктором, начальником конструкторской группы по доводке опытных моторов М-89, устанавливаемых на бомбардировщик Ил-4, участвовал в создании двигателя М-90 для самолетов Сухого.

После эвакуации завода №29 в Омск с сентября 1941 года в должности начальника конструкторской бригады участвовал в налаживании серийного выпуска двигателя М-88Б для Ил-4, а затем с 1943 года нового поршневого мотора АШ-82ФН для бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, истребителей Ла-5, Ла-7 и транспортных самолетов Ил-12, Ил-14, одновременно вёл разработку новых конструкций.

С сентября 1944 года работал в серийно-конструкторском отделе завода в качестве ведущего конструктора по двигателю М-26 и заместителем начальника серийно-конструкторского бюро. На этой должности отвечал за повышение надежности серийных двигателей М-88Б, АШ-82ФН. При его непосредственном участии был спроектирован, изготовлен и сдан на государственные испытания мотор средней мощности М-26.

30 августа 1945 года переведён в Запорожье в ОКБ завода №478 на должность ведущего конструктора по дальнейшей доводке мотора М-26 и его модификаций. В марте 1946 года он назначается заместителем главного конструктора ОКБ, в 1963 году - главным конструктором Государственного союзного ОКБ, а в 1981 году - Генеральным конструктором уже Запорожского машиностроительного конструкторского бюро “Прогресс”.

При непосредственном участии В.А. Лотарева было создано большое количество типов двигателей:

  1. Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых и легких многоцелевых транспортных самолетов Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.
  2. Семейство поршневых и газотурбинных двигателей: АИ-4В, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-7, Ми-8, Як-100 и многоцелевом транспортном винтокрыле Ка-22.
  3. Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, АИ-9В, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и на большинстве вертолетов Миля и Камова.
  4. Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских Ан-10, Ан-24, Ил-18, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-26, самолетов специального назначения Ан-30, Ил-20, Ил-22, Ил-38 и гидросамолета Бе-12.
  5. Первый в СССР двигатель АИ-25, который устанавливался на пассажирском самолете Як-40 и сельскохозяйственном самолете М-15.
  6. Семейство турбореактивных двухконтурных двигателей для учебно-тренировочных самолетов: АИ-25ТЛ и ДВ-2 для чешских самолетов L-39, L-59.
  7. Семейство двигателей большой степени двухконтурности: ТРДД Д-36 для пассажирских и транспортных самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74; ТРДД Д-18Т для самых грузоподьемных самолетов в мире Ан-124 ”Руслан” и Ан-225 “Мрия”; турбовальный двигатель Д-136 для самого большого и грузоподъемного вертолета в мире Ми-26.
  8. Семейство двигателей наземного назначения:
    • газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для скоростных судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
    • пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
    • двигатель АИ-8С для разбрызгивания ядохимикатов на сельскохозяйственном самолете Ан-2М,
    • ГТП АИ-8П для установки тушения пожаров в закрытых помещениях ГИГ-4 (генератора инертных газов),
    • ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
    • ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Владимир Алексеевич имел 13 авторских свидетельств на изобретения в области авиационной техники и печатные труды по этой же тематике.

Умер 20 июля 1994 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться