Пержина Франтишек
Пержина Франтишек
08.04.1911 — 06.05.2006

Пержина Франтишек — Биография

Фра́нтишек Пе́ржина (чеш. František Peřina) — чехословацкий лётчик-ас Второй мировой войны, имеющий 14 побед в воздушных боях с противником.

Франтишек Пержина родился в крестьянской семье 8 апреля 1911 года в деревне Моркувке (чеш. Morkůvky), район Бржецлав Южноморавского края (на тот момент Австро-Венгрия). Когда Франтишеку исполнилось 14 лет, семья переехала в Брно, где после получения начального школьного образования Пержина Франтишек записался на курсы помощника машиниста. Через 6 месяцев, после полученияч квалификации, 1 декабря 1929 года Пержина вступил в Чехословацкие воздушные силы.

Чехословацкие ВВС

После прохождения лётной подготовки, выпускник 1931 года Франтишек Пержина за два года получил звание сержанта и лётчика 1-го класса. В 1932 году он был направлен на четырёхмесячные курсы в Хеб, где на различных видах бипланов осваивал взаимодействия типа воздух-воздух и воздух-земля. По возвращению в расположение части, Пержина был прикреплён к 34-й истребительной эскадрильи в Оломоуце.

В 1937 году на международном авиасалоне в Цюрихе Франтишек Пержина на Avia B-534 представлял Чехословацкие ВВС, где познакомился с немецкими лётчиками-асами Первой мировой войны Эрнстом Удетом и Эрхардом Мильхом. Немецкая команда была оснащена новыми Heinkel He 51 и Мессершмитт Bf.109. Пержина занял третье место в пространственном маневрировании и четвёртое в маршрутном полёте (уступив в обоих случаях немецким коллегам).

В 1938 году Пержина был переведён в 36-ю истребительную эскадрилью, где прослужил до 15 марта 1939 года, начала Немецкой оккупации Чехословакии. Там, выполняя разведывательные рейды, Петришна познакомился с другим известным чехословацким лётчиком-асом Йозефом Франтишеком. После завершения Судетского кризиса, в Чехословакии начали формироваться новые эскадрильи, и Пержина присоединился к 52-й истребительной.

24 июня 1939 года Франтишек женился на Анне Климешевой (чеш. Anna Klimešová), а 26 июня Пержина уже отправился в Польшу (правда, без жены, которая не смогла покинуть страну из-за проблем с документами), с целью вступить в Французский Иностранный легион в Северной Африке.

Французские ВВС

После первого распада Чехословакии и присоединения Моравии и Богемии к нацистской Германии (так называемый Протекторат Богемии и Моравии), Чехословакия получила контракт от Французского министерства авиации о вступлении офицеров в иностранный легион для службы в ВВС Франции. 1 декабря 1939 года Пержина получил назначение в Groupe de Chasse I./5, базировавшиюся в Сюипе (фр. Suippes), недалеко от Реймса (департамент Марна). Эскадрилья в основном состояла из французских лётчиков, участвовавших в авиасалоне в Цюрихе в 1937 году. Пержина взял французский псевдоним Франсуа Ринопе (фр. François Rinopé), так как в немцы относились к французским военнопленным лучше, чем к чехословакам.

С 10 мая 1940 года, с началом исполнения Германией плана Манштейна (план «Гельб»), против стран современного Бенилюкса: Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Франции, Пержина сбил четыре самолёта противника за два боевых вылета. Когда через несколько дней Франтишек сбил пятый самолёт, он стал первым чешским асом Второй мировой войны. Сбив на следующий день еще два самолёта, Пержина получил повышение и, благодаря освещению в СМИ его подвигов, стал известен на всю Францию.

14 мая эскадрилья была переброшена в Сен-Дизье на Марне, и когда в июне 1940 года Люфтваффе сконцентрировали своё внимание на Париже, эскадрилья Пержины была брошена на перехват вражеских бомбардировщиков. В бою Франтишек сбил один Bf.109, но сам был ранен. Однако, вскоре после госпитализации, Пержина бежал в Париж, а затем в Шатр (фр. Châtres), департамента Сена и Марна. Затем Пержина отправился в Каркасон, где получив в расположении части GC I/5 самолёт, переправился в Оран, чтобы присоединиться к силам Сражающейся Франции. За свою первую воздушную победу Пержина был удостоен, но так и не получил «Военный крест» (англ. Croix de guerre), тем не менее Франтишек, будучи в рядах Сражающейся Франции, был награждён орденом Почётного легиона и получил следующий (с семью пальмами) «Военный крест». Затем добравшись на поезде до Касабланки, Франтишек Пержина переправился в Великобританию.

ВВС Великобритании

После 29-дневного плавания добравшись до Великобритании, Франтишек Пержина поступил в расположение 312-й (чехословацкой) истребительной эскадрильи ВВС Великобритании (англ. No. 312 (Czechoslovak) Squadron). Однако, практически сразу же по приезду, Пержина слёг с приступом аппендицита, и был госпитализирован в Или. После его возвращения к службе, эскадрилья была переведена в Эр (Шотландия).

В составе эскадрильи Пержина занимался сопровождением бомбардировщиков (3 июня 1942 года, находясь в сопровождении, Пержина сбил самолёт (вторая победа была не подтверждена) противника), а затем год занимал должность артиллерийского сектора. Остаток войны Франтишек провёл в штабе истребительной авиации, занимаясь подготовкой чехословацких воздушных подразделений.

Возвращение в Чехословакию

После окончания войны Перина вернулся в Чехословакию, где его жена находилась в заключении с 1942 по 1945 годы. Получив должность начальника артиллерийской школы, Пержина продолжал заниматься высшим пилотажем. С освоеннием в стране коммунистов и началом холодной войны, Пержина был заподозрен в лояльности к западным союзникам, и в декабре 1948 года, после конфликта с заместителем министра национальной обороны Бедржихом Рейцином (чеш. Bedřich Reicin), Франтишек был выгнан из армии.

Возвращение в RAF

В апреле 1949 года Франтишек с женой бежали из страны и во время перелёта в Западную Германию попали в аварию, совершив аварийную посадку в Пассау, недалеко от советского сектора. Некоторое время Анна Пержина находилась на лечении в Висбадене, затем супруги отправилсь в Великобританию, где Франтишек вернулся в Королевские ВВС.

Будучи старше 36 лет, Пержина не мог летать постоянно, однако, пилотируя небольшие самолёты, Франтишек прослужил в RAF 5 лет. После чего Анна и Франтишек эммигрировали в США (заявление на гражданство было подано еще в 1949 году, но так как не было квоты на чехов, ждать пришлось практически 10 лет).

Работа в Америке

Переехав в Лос-Анджелеса, Пержина устроился на работу в авиастроительную компанию Веббера (англ. Weber Aircraft LLC) в Бербанке. Первоначально Франтишек занимался в отделе по созданию катапультируемых кресел. В дальнейшем, подразделение под началом Франтишека, из более чем 300 человек, занималось производством туалетов и кухонь для самолётов Дуглас, Локхид и Боинг (в частности Боинг 747), проектом сидений для капсул по космической программе Джемини.

15 марта 1979 года Франтишек Пержина вышел на пенсию, и переехал с женой в Аризону, откуда (из-за слишком жаркого климата) переехали в Лас-Вегас (Невада).

Возвращение в Чехию

В 1993 году, после отстранения коммунистов от власти, Франтишек с женой вернулись в Чехию. За выдающиейся заслуги Пержина получил от президента Вацлава Гавела высшую государственную награду Чехии — Орден Белого льва (на 95-летие Пержина был удостоен звания офицера ордена) и звание генерала Чешских Вооружённых сил.

21 апреля 2006 года умерла жена Франтишека, и через несколько дней сам он попал в больницу, в военный госпиталь Праги. 6 мая 2006 года, в возрасте 95 лет, Франтишек Пержина умер. Его именем была названа школа в Праге.

Владелец страницы: нет
Поделиться