Коровяков Александр Петрович
Коровяков Александр Петрович
16.11.1912 — 12.06.1993

Коровяков Александр Петрович — Биография

Коровяков Александр Петрович (16 ноября 1912, станица Бердская, Оренбургская губерния, Российская империя — 12 июня 1993, Санкт-Петербург, Россия) — русский советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Коровяков Александр Петрович родился 16 ноября 1912 года в казачьей станице Бердская Оренбургской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1928 окончил школу-семилетку, до 1932 года работал на паровозо-вагоноремонтном заводе в Оренбурге.

В сентябре 1932 года был направлен для учёбы в Пензенское художественное училище. По его окончании в сентябре 1936 уехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии Художеств. В 1937 был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался у Бориса Фогеля, Генриха Павловского, Семёна Абугова.

В июле 1941 с последнего курса института добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал на Волховском фронте. Участвовал в боях за Ленинград, в освобождении Прибалтики. Был ранен, награждён орденом «Красная Звезда», медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией». Демобилизовался в 1945 году в звании старшего сержанта.

В сентябре 1945 года Коровяков возобновил занятия в ЛИЖСА имени И. Е. Репина и в 1947 окончил его по мастерской профессора Рудольфа Френца с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Раненный командир». Вместе с Коровяковым институт окончили Игорь Весёлкин, Георгий Калинкин, Вера Кашутова, Вера Любимова, Евсей Моисеенко, Пен Варлен, Степан Приведенцев, Елена Табакова, Галина Яхонтова и другие известные в будущем художники. Тесное творческое общение и дружба со многими из них сохранится у Коровякова на многие годы.

После окончания учёбы в августе 1947 года Коровякова направляют на работу в Пензенское художественное училище преподавателем живописи и рисунка. В конце того же года его принимают в члены Союза художников Пензенской области. С 1949 года Коровяков участвовал в выставках, экспонируя свои работы сначала в Пензе, а после возвращения — вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры.

Осенью 1954 года Коровяков вернулся в Ленинград и поступил преподавателем живописи и рисунка в Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР (ныне Художественный Лицей имени Б. В. Иогансона), где проработал до 1983 года, воспитав несколько поколений художников. Одновременно активно включился в творческую жизнь Ленинградского Союза художников, членом которого стал в августе 1955 года.

В конце 1956 года Коровяков принял участие в «Осенней выставке произведений ленинградских художников 1956 года», на которой показал работы «Первый снег» и «Дворцовая площадь. Пейзаж» (обе 1956). Этими произведениями художник весьма точно обозначил свои творческие пристрастия на многие годы: письмо с натуры как основной художественный приём и ленинградский пейзаж как ведущий жанр.

Среди многочисленных ленинградских пейзажей-картин и этюдов, написанных художником в 1950—1960-е годы, работы «Весна в Ленинграде», «Исаакиевская площадь», «У пристани» (все 1957), «Кронверкский пролив» (1960), «Стадион имени Ленина», «Улица Ленина», «Заводской район» (все 1960), «На островах», «После снегопада» и «Ленинград» (все 1962), «Мокрый асфальт» (1963), «Зимний дворец», «У стен Петропавловской крепости» (обе 1965), «На Невке» (1964) и другие.

Помимо ленинградских мотивов, Коровяков обращался и к традиционным для пейзажной живописи темам, используя для этого каждую возможность, предоставляемую напряжённым графиком педагогической работы. Панорамным видам с множеством ясно читаемых планов, с широким охватом пространства он предпочитал камерные сюжеты: уголок осеннего сада, заснеженный дворик, игру световых пятен на водной глади. Тонко чувствуя изменчивую красоту в природе, художник умел передать разнообразные оттенки в её настроении. Как, например, в работах «Осенний сад» (1965) и «На озере Селигер» (1965).

В 1960—1980-е годы Коровяков часто обращается к жанру натюрморта. Здесь, как и в пейзаже, для него недостаточно любования формой и цветом. Его композиции оригинальны по замыслу, сложны по фактуре и технике письма, исполнены ассоциативного подтекста, как, например, «Осенний натюрморт» (1972), «Шиповник» (1969), «Натюрморт с капустой» (1972), «Букет» (1979).

Коровяков много экспериментировал с техникой живописи, добиваясь эффекта объёмности, полупрозрачности и многослойности изображения. В своих работах художник сочетал гладкое письмо с энергичным мазком и корпусной кладкой краски на светлых местах, добиваясь объёмности и глубины изображения. В 1989—1992 годах работы Коровякова с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции.

Александр Петрович Коровяков скончался 12 июня 1993 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят первом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Англии, Бельгии, США, Франции и других странах.

Владелец страницы: нет
Поделиться