Байсеитова Куляш Жасымовна
Байсеитова Куляш Жасымовна

Байсеитова Куляш Жасымовна — Биография

Куляш (Гульбахрам) Жасыновна Байсеи́това (каз. Күләш Жасынқызы Байсейітова; 1912 — 1957) — выдающаяся советская казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), драматическая актриса. Самая молодая на момент представления народная артистка СССР (1936). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1948, 1949). Член ВКП(б) с 1943 года..

Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась в городе Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан) 12 января 1912 года). Но по другим данным она родилась в степях Сары-Арки в ауле Актогайского района Карагандинской области (ранее —Джезказганская). В Алма-Ату Куляш привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате.

Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына. В 1925—1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году она поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведённого в Алма-Ату театра, известного сегодня, как Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Клавдии ("Подводная лодка" М. Я. Тригера), Пулиш ("Фронт" Б. Ж. Майлина), Зауре ("Зауре" Каныбека Байсеитова и Ж. Т. Шанина), Еңлік ("Еңлік - Кебек" М. О. Ауэзова).

В 1933 году Куляш вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии М. О. Ауэзова (либретто) и И. В. Коцыка (музыка) "Айман—Шолпан". Образ Шуги ("Шуга" Б. Майлина и И. В. Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек ("Қыз Жібек" Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства. Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх "Жалбыр", "Ер Таргын", "Золотое зерно", "Гвардия, вперед!" Е. Г. Брусиловского, "Бекет" Зильбера и "Глубокое озеро" Надирова. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему её ненависть. Образы Ажар ("Абай" Ахмета Жубанова и Л. А. Хамиди) и Сары ("Биржан и Сара" М. Т. Тулебаева) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер: Баттерфляй ("Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини), Татьяны ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Тамары ("Демон" А. Г. Рубинштейна), Маро ("Даиси" З. П. Палиашвили) и Алтыншаш ("Алтыншаш" Н. Жиганова).

Другая знаменитая оперная певица В. В. Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой:

…изумительный облик этой певицы произвёл на меня потрясающее впечатление… Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить, — до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, лёгкий и прозрачный голос казахской певицы… Куляш Байсеитова — подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусства.

«…Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки…» Из рукописи режиссера А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой».

В июне 1957 года она отправилась на концерт в Москву, после концерта жалуясь на боли в голове певице вернулась в гостиницу. Утром 6 июня горничная нашла ее бездыханное тело в ванной. Врачи позже констатировали кровоизлияние в мозг.

Владелец страницы: нет
Поделиться