Тренделенбург Адольф
Тренделенбург Адольф
30.11.1802 — 24.01.1872

Тренделенбург Адольф — Биография

Адольф Тре́нделенбург (нем. Friedrich Adolph Trendelenburg; 30 ноября 1802, Ойтин — 24 января 1872, Берлин) — немецкий философ.

Учился в университетах Киля, Лейпцига и Берлина, слушал лекции Шлейермахера и Гегеля. С 1833 года Трендленбург стал экстраординарным профессором в Берлинском университете, с 1837 года — ординарным. С 1849 по 1851 г. действовал на политической арене, примыкая к консерваторам.

Тренделенбург не создал оригинальной философской системы. Его метафизика представляет эклектическую попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений Канта, Шопенгауэра и др. Подобно Лотце, он заслуживает внимания не столько общей концепцией своего миропонимания, сколько обилием остроумных, а иногда и глубоких отдельных мыслей и критических замечаний. Ценность последних в области формальной логики и истории философии столь велика, что важнейшие сочинения Тренделенбурга сохраняют свое значение и для настоящего времени. Из его сочинений особенно важны: «Elementa logices aristoteleae» (1836); «Logische Untersuchungen» (1840; русский перев. E. В. Корша «Логические исследования», 1867) и «Historische Beitr ä ge zur Philosophie» (1846-67). Кроме того, Тренделенбургу принадлежит исследование об «Естественном праве, основанном на этике» (1860), статья «О способе подачи голосов», несколько статей эстетического содержания («Афинская школа Рафаэля», «Ниоба», «Кельнский собор» и др.) и ряд исторических сочинений, преимущественно затрагивающих эпоху Фридриха Великого.

Тренделенбург выступил на философское поприще в эпоху самого разгара увлечения гегельянством. Ввиду этого он предпосылает изложению своего миросозерцания критику диалектического метода. В этой критике Тренделенбург изобличает коренные ошибки гегельянской логики:

  • Гегель, описывая процесс «чистой мысли», упускает из виду неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку «забегают вперед и прислуживают» этому развитию.
  • Стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противоположением, между тем как то и другое представляют между собою лишь аналогию.
  • Непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстает от старого.
  • Историко-философские моменты по диалектическому методу не соответствуют хронологической эволюции в истории философии.
Владелец страницы: нет
Поделиться