Знаменский Пётр Васильевич
Знаменский Пётр Васильевич
27.03.1836 — 02.05.1917

Знаменский Пётр Васильевич — Биография

Пётр Васильевич Знаменский (1836—1917) — историк Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания».

Родился в 1836 г. в Нижнем Новгороде. Учился в Нижегородском духовном училище (1846—1850), в Нижегородской духовной семинарии (1850—1856), после этого — в Казанской духовной академии, которую окончил в 1860 г. со степенью магистра богословия (диссертация называлась «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале XVII столетия»). В течение года был преподавателем логики и философии в Самарской духовной семинарии, потом вернулся в Казанскую духовную академию, в которой в течение года занимал кафедру математики, а с 1862 г. утвердился на кафедре русской церковной истории. Преподавал и в Казанском Университете. В 1866 г. ему было присвоено звание экстраординарного, в спустя два года — ординарного профессора Духовной академии.

В 1873 Знаменский защитил докторскую диссертацию: «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Казань, 1872). В 1892 г. был избран почетным членом Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Главным трудом Знаменского является его сжатое, но полное «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1870; 5-е дополн. издание в 1888). До этого в Духовных школах сказывался недостаток учебных пособий по истории Русской Церкви, которые отвечали бы нуждам времени, потому что труды Филарета (Гумилевского) и Макария (Булгакова), несмотря на свои достоинства, были очень объемны, а пособие Иннокентия (Смирнова) мало было приспособлено для учебных целей. Поэтому появление труда Знаменского было очень своевременным, и было вскоре оценено научной общественностью. В 1870-х годах это учебное пособие было удостоено премии митр. Макария. Как богослов, Знаменский через всю свою книгу неуклонно проводит определение церкви по православному учению: «Церковь есть собрание верующих, соединённых между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами», как историк, он, вместе с тем, очень хорошо понимает, что собрание верующих, как всякое человеческое сообщество, собиралось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным взаимодействием исторических обстоятельств, благоприятных и неблагоприятных.

Церковную жизнь и народные верования Знаменский не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Не менее ценны и монографическия исследования Знаменского, которые легли в основу его «Руководствам»; каждое из них представляет содержательный этюд по истории русского общества и русской образованности. Таковы его:

  • «История Российская Татищева в отношении к русской церковной истории» («Труды Киевской духовной академии», 1862 г.);
  • «Исторические труды князя Щербатова и Болтина в отношении к русской церковной истории» (там же);
  • «Законодательство Петра Великого относительно духовенства» («Православный Собеседник» 1863);
  • «Церковные вотчины при Петре Великом» («Православный Собеседник» 1864);
  • «Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния» (там же, 1864);
  • «Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии» (там же 1863 и «Время» 1863, кн 4);
  • «Приходское духовенство на Руси XVI и XVII в.» (Казань, 1865);
  • «Приходское духовенство со времени реформы Петра» (Казань, 1872);
  • «Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II» («Православный Собеседник» 1875);
  • «Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I» (Казань, 1878);
  • «Сильвестр, митрополит казанский» («Православный Собеседник», 1878, № 4, 5 и 6);
  • «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» (Каз. 1881);
  • «Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в.» («Прав. Собес.» 1882 г. № 2 и 4);
  • «Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа московского» («Прав. Собес.» 1883 г. № 4);
  • «Народные верования, относящиеся к пчеловодству» («Странник», 1883 г. № 7); «Шестоднев Афанасия Холмогорского» (там же, № 12);
  • «Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I» (Каз., 1885)

и другие произведения.

Знаменский также опубликовал «Историю Казанской духовной академии» (Казань 1891—1892). С 1875 Знаменский состоял председателем комиссии, составляющей «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии» (тт. I—II, Казань, 1881—1885; т. III при «Православном Собеседнике»), которое выходит под его редакцией и в котором рукописи исторического содержания описаны исключительно им. Им изданы также«Записки архиепископа Василия Лужинского» (Каз., 1885).

В 1896 Знаменский переделал свое «Руководство к русской церковной истории» в «Учебное руководство по истории русской церкви» (СПб., 2-е изд., ibid., 1904).

Его более поздние труды:

  • «На память о Николае Ивановиче Ильминском» (Казань, 1892);
  • «Печальное двадцатипятилетие» («Православный Собеседник», 1896, I);
  • «Участие Н. И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» (ibid., 1900);
  • «Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в её делах Н. И. Ильминского» (ib., 1901);
  • «Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни» (ib., 1902).
Владелец страницы: нет
Поделиться