Бейдеман Александр Егорович
Бейдеман Александр Егорович
17.08.1826 — 27.02.1869

Бейдеман Александр Егорович — Биография

Александр Егорович (Георгиевич) Бейдеман (17 августа 1826 года Санкт-Петербург Российская империя - 27 февраля 1869 года Санкт-Петербург Российская империя) - русский художник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи.

Двоюродный брат русского революционера Михаила Степановича Бейдемана.

Родился в семье коммерсанта, в дальнейшем обедневшего, вследствие неудачного снабжения армии во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Учился в Ларинской гимназии, после окончания её, проявив художественные наклонности, в начале 40-х годов стал посещать классы Императорской Академии художеств. В 1844 году ученик по классу живописи у профессора А. Т. Маркова. В то время были написаны композиции: "Скорбь Ахиллеса по убитом Патрокле", "Обращение Савла", "Смерть Сократа". В 1845 году он пишет эскизы на русские исторические темы: "Приготовления к убийству св. Бориса (1015)", "Святополк Окаянный в исступлении", "Смерть Святополка Окаянного" и из библейской истории — "Воскрешение Лазаря". Эскизы носят на себе влияние школы К. П. Брюллова, проявляя некоторую эффектность и театральность. В 1846 году выполнены эскизы: "Мать Моисея", "Моисей, взятый из воды", "Сократ застает Алкивиада во время оргии" (на обратной стороне холста нарисован эскиз 1847 года: "Побиение камнями св. Стефана"). В 1847 году написаны: "Умовение ног", "Жезл, обращенный в змия", "Несение Христа во гроб", "Предательство Далилы", "Иоанн Предтеча отрок в пустыни", "Крещение Ольги", "Клятва Брута над телом Лукреции". Последняя композиция так понравилась Ф. П. Брюллову, что он просил передать Бейдеману его профессорский поцелуй. В 1848 году исполнил эскизы: "Христос у Марфы и Марии", "Воскрешение дочери Иаира", "Дочь Кимона кормит грудью отца в темнице" и "Эсфирь перед Артаксерксом". В 1849 году имеется всего один эскиз: "Освобождение преступного отца по просьбе сына Петром I". В это время занимался иллюстрациями для журнала "Ералаша" Михаила Неваховича, где было сделано очень много юмористических рисунков. Кроме того, в юмористическом духе сделаны эскизы: "Подсматривание купальщиц пейзажистами" и "Явился неудачный селадон" (карикатуры на товарищей). Тогда же, под влиянием П. А. Федотова написал сцены из "Носа" Гоголя и "Исчезновение холеры". В 1851 году за портрет с натуры, получил первую серебряную медаль. После этого экспонировался со своими работами на четырех академических выставках, в качестве конкурента на золотые медали.27 сентября 1853 года получил 2-ю золотую медаль за картину по эскизу "Бегство в Египет". В конкуренции с сильными академическими художниками, не смог получить первую золотую медаль, чтобы поехать в командировку в Рим от Академии и в конце 1855 года вышел из Академии. В 1855 году выполнил эскизы акварелью и масляными красками: "Воскрешение сына вдовы Наинской", "Христос 12-ти лет беседует в храме с учителями", "Явление воскресшего Спасителя апостолу Фоме", "Вход во Иерусалим", "Отречение апостола Петра", "Распятие посреди разбойников", "Явление Христа при Тивериадском озере", "Христос благословляет детей", "Нагорная проповедь", "Денарий", "Схождение с Фавора", "Страшный суд", "Обрезание", "Примирение Иакова с Исааком", "Явление ангела Агари", "Троица", "Потоп", "Диана, несомая зефирами" (акварель) и "Обращение поэта к богине ночи" (в карандаше). В 1856 году женился на Елизавете Фёдоровне (1833—1897). Несмотря на отсутствие финансовых средств, в 1857 году поехал за границу, рассчитывая найти там подходящую работу. Был в Германии и Италии. Во Франции, в Париже получил заказ для строившейся там православной церкви. Летом 1860 году после окончания работы в Париже, возвратился в Санкт-Петербург, с начатыми картинами и множеством этюдов (виды Баварии, южной Италии и окрестностей Рима, Валгалла и др.). Из картин - "Гулянье", "Свидание на террасе", "Мотальщица", "Девочка, утоляющая жажду из родника в лесу", "Шествие со святыми дарами в Италии", "Явление младенца Иисуса св. Антонию Падуанскому", "На могиле матери", "Савояр" и этюды "живописных костюмов поселян обоего пола". В Петербурге написал картину "Руфь на ниве Вооза", за которую на общем собрании Академии художеств 2 сентября 1860 года был признан академиком исторической живописи. По ходатайству почитателей таланта и друзей, получил должность наставника в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. Кроме этого, был приглашён давать уроки рисования великим князьям Алексею Александровичу и Сергею Александровичу.6 ноября 1861 года получил должность адъюнкт-профессора наставника в результате победы в конкурсе с картиной "Смерть детей Ниобеи, пораженных стрелами детей Латоны за презрение, оказанное их матери". В декабре 1861 года, командироавн в Крым, в Ливадию, для работ в местной церкви. Серьёзно занимался религиозною живописью, писал оригиналы для мозаики в Исаакиевский собор и образа́ по частным заказам, расписывал церкви во дворцах, в Петербурге и его окрестностях, а также в Крыму (Ливадия). Написал образ Спасителя для усыпальницы князя Д. М. Пожарского, сделанного мозаикой, образов пророчиц Анны и Елизаветы. Расписывал церкви: на Михайловской даче великого князя Михаила Николаевича, в инженерном управлении и в Александровской больнице. По его рисункам сделан иконостас для храма в военно-чертежной школе в Санкт-Петербурге. Вследствие падения на голову гипсового отливка, плохо прикрепленного над дверями, получил тяжёлую травму головы и умер 27 февраля 1869 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться