Бессон Бенно — Биография

Бенно Бессон (фр. Benno Besson, настоящее имя — фр. René-Benjamin Besson; 1 ноября 1922, Ивердон-Ле-Бен, — 23 февраля 2006, Берлин) — швейцарский и немецкий актёр и театральный режиссёр.

Бенно Бессон родился в Швейцарии, во франкоязычном кантоне Во, в семье учителя. В 1942—1946 годах изучал романистику в Цюрихе и Невшателе в Швейцарии, но был увлечён театром и в 1942 году одновременно брал уроки актёрского местерства в Лионе, а с 1943 года работал в качестве ассистента режиссёра в цюрихском «Шаушпильхаузе», где ещё во время Второй мировой войны обосновались немецкие актёры-эмигранты и ставили пьесы Бертольта Брехта.

В 1947—1949 годах Бессон работал в качестве переводчика в Швейцарском агентстве печати; одноврменно в 1948—1949 годах брал уроки актёрского матерства в Театре Жана-Мари Серро в Париже. Получив приглашение в театр, Бессон, однако, от него отказался: ещё в 1947 году он познакомился в Швейцарии с Брехтом и был захвачен его театральными идеями.

В ГДР

В 1949 году Бессон приехал в Берлин, в его восточный сектор, и стал актёром, ассистентом режиссёра, а затем и режиссёром основанного Брехтом театра «Берлинер ансамбль». Его первой самостоятельной постановкой стал мольеровский «Дон Жуан» в обработке Брехта. В 1957 году, уже после смерти Брехта, Бессон осуществил первую на сцене «Берлинер ансамбль» постановку пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани». Одноврменно Бессон ставил спектакли в других городах, прежде всего в Народном театре Ростока, преимущественно пьесы Брехта — «Человек есть человек», «Святая Иоанна скотобоен», а также «Трёхгрошовую оперу» Брехта—Вайля.

В 1958 году у Бессона возникли разногласия с интендантом театра Еленой Вайгель и коллегами-режиссёрами. По свидетельству Манфреда Векверта, первый конфликт возник весной 1957 года, перед гастролями в СССР, когда решением большинства в гастрольный репертуар не был включён «Добрый человек из Сезуана». Позже Бессон высказался против коллективного исполнения обязанностей главного режиссёра, принятого в театре после смерти Брехта: режиссура — это индивидуальное производство. Вайгель после совещания с другими режиссёрами согласилась выделить для Бессона самостоятельную работу, но отказалась назначить его единоличным главным режиссёром.

Покинув «Берлинер-ансамбль», Бессон в качестве приглашённого режиссёра ставил спектакли в Немецком театре, и в 1962 году был назначен его главным режиссёром. В 1965 году получил свою первую Национальную премию.

Начиная с 1965 года Бессон регулярно ставил спектакли в берлинском «Фольксбюне» и в 1968 году стал его художественным руководителем, а в 1974 году — интендантом. Бессон в считанные годы вернул театру былую славу: оказавшись смелее тогдашнего руководства «Берлинер ансамбль» он пригласил в свой театр молодых талантливых режиссёров Манфреда Карге и Маттиаса Лангхофа, которым из-за скандала на политической почве пришлось покинуть «театр Брехта». Бессон ставил сам и позволял ставить своим младшим коллегам пьесы не любимого руководством СЕПГ Хайнера Мюллера. В 1974 году он получил свою вторую Национальную премию.

Однако недовольство деятельностью Бессона накапливалось, и в 1978 году, после конфликта с министром культуры по поводу репертуарной политики театра, в первую очередь пьес Х. Мюллера, Бессон покинул ГДР.

Последние годы

Покинув Восточный Берлин, Бессон работал в различных театрах Австрии, Швейцарии и Франции, в 1982 году был награждён медалью Йозефа Кайнца города Вены, но своего театра так больше и не нашёл. В 1994 году Бессон получил в Париже свою последнюю награду — премию Мольера. В 1995 году он вернулся в тот театр, в котором начинал свою крьеру, — цюрихский «Шаушпильхауз», где, в частности, в 1998 году поставил пьесу Б. Брехта «Святая Иоанна скотобоен».

Умер в Берлине 23 февраля 2006 года.

Владелец страницы: нет