Дандекар Рамчандра Нараян
Дандекар Рамчандра Нараян

Дандекар Рамчандра Нараян — Биография

Рамчандра Нараян Дандекар (дев. रामचंद्र नारायण दांडेकर, англ. Ramchandra Narayan Dandekar; 17 марта 1909, Сатара — 11 декабря 2001, Пуна) — один из крупнейших санскритологов и исследователей древнеиндийской культуры в мире; обладал уникальным авторитетом как в самой Индии, так и за её пределами. Автор огромного количества научных трудов. Обладатель множества званий — длительное время был президентом Международной ассоциации санскритологов (с 1993 года до 2001 года был почётным президентом).

Научные труды и индивидуальность Дандекара очень своеобразны. Эта своеобразность была предопределена двумя факторами. Во-первых, Дандекар по рождению принадлежал к брахманскому роду, ведущую свою родословную от риши Васиштхи, автора группы сукт в «Ригведе». Своему предку Дандекар посвятил несколько интереснейших работ. Во-вторых, Дандекар получил блестящее научное европейское образование — не только принятое в те времена в колониальной Индии британское образование; на личность Дандекара как учёного большое влияние оказал его немецкий учитель — известный санскритолог и индоевропеист Герман Гюнтерт. И именно у Гюнтера и его коллег Дандекар воспринял важнейшую научную методологическую установку работы — согласно ей, изучение мифологии должно опираться не только на саму мифологию; изучение мифологии, тем более ведийской и пуранической, возможно только с привлечением данных этнографии, антропологии, археологии, сравнительной мифологии, фольклористики, религиоведения и геологии. Впервые требование такого подхода — «сравнительного» и/или «антропологического» — было сформулировано Р. Н. Дандекаром в 1945 г. в его статье «Ведийский Яма».

Ещё один важный принцип работы историка Вед Дандекар наметил в своих ранних статьях (и развил в более поздних работах), посвящённых образам отдельных ведийских божеств — принцип «религиозного эволюционизма»: именно Дандекар в своих работах доказал, что ведийская жреческая традиция выросла на основе архаической мифологии индоариев, постоянно подпитываемая народными верованиями; и что образы ведийских божеств не продукт исключительного жреческого умозрения и не обожествлённые абстракции, как утверждалось большинством учёных практически вплоть до конца ХХ века. На примере одного из самых «абстрактных» божеств — Савитара — он показал конкретные мифологические черты этого древнего божества.

И именно Дандекар своими трудами положил начало процессу пересмотра не только категории так называемых «абстрактных» богов пантеона Вед. Так, он настаивал на том что образы величайших богов индуизма восходят, фактически, к небрахманическим, вневедийским истокам: он настаивал, что эпический и современный культ Вишну восходит, с одной стороны, к образу «птицы плодородия»; с другой стороны, к дравидийским героическим божествам (Нрисимха, Кришна-Говинда и другие).

Владелец страницы: нет
Поделиться