Скворцов Иван Фёдорович
Скворцов Иван Фёдорович

Скворцов Иван Фёдорович — Биография

Скворцов, Иван Фёдорович - советский лётчик, пилот полярной авиации. Является первым лётчиком из Чувашии.

Иван Федорович Скворцов родился 14 ноября 1898 года в деревне Вороново Мариинско_Посадского района Чувашии. С детства мечтал стать лётчиком. Но сначала ему пришлось закончить Мариинско-Посадскую лесную школу, потом началась первая мировая война. Скворцова призвали в армию. Здесь ему удивительно повезло: чувашского паренька направили в Гатчинскую школу летчиков. В школе он стал свидетелем, а затем и участником революционного движения – когда свершилась Февральская революция, гатчинский гарнизон полностью перешел на сторону восставших рабочих. В 1917 встречал В.И.Ленина на Финляндском Вокзале.

Рабоче-крестьянской власти досталось от царской армии несколько десятков самолетов, закупленных в основном у западных государств. Нужно было собрать это «наследство», способные летать машины привести в боевое состояние. 10 ноября 1917 года по инициативе В. И. Ленина было образовано бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, а в январе 1918 года началось формирование первых советских авиационных отрядов, положивших начало Красному Воздушному Флоту. В числе первых красных пилотов был и Иван Скворцов. Страницы жизни ветерана авиации читаешь как учебник истории. Первое боевое крещение в гражданской войне Иван Скворцов получил на Южном фронте, которым командовал М. В. Фрунзе. По заданию командования красный военлет не раз летал над позициями врангелевцев – добывал разведданные. После освобождения юга России от белогвардейцев Скворцова выдвинули на должность военкома Харьковского аэродрома. Затем его назначили военным комиссаром штаба воздушного флота Украины и Крыма. В 1923 году Ивана Скворцова командируют в Первую Высшую школу красных военных летчиков

Вскоре летчик Скворцов с отличием окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Средней Азии, руководил операциями по ликвидации банд басмачей. Именно в эти годы начинает набирать силу гражданская авиация страны, ей нужны были опытные летные кадры. Партия направила коммуниста И. Ф. Скворцова на подготовку гражданских летчиков. Вскоре была построена и начала действовать Самарская аэростанция (так в то время назывались аэропорты на воздушной линии Москва–Ташкент), организована Самарская школа летчиков. В 1931 году Скворцов формирует в городе Балашове третью объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ. Как начальник школы и руководитель ее учебно-летного отдела, он отдает много сил и энергии подготовке летных кадров для гражданской авиации. А в 1933 году Скворцов организовал Актюбинский авиаузел ГВФ. С 1934 года в биографии Скворцова открывается новая страница, связанная с освоением авиатрасс Крайнего Севера. В Архангельске Иван Федорович возглавил Беломорский отдельный авиаотряд полярной авиации. Кроме обслуживания зверобойной кампании на самолетах Ш-2 и «Сталь-2» он занимался переброской грузов, и отправкой пассажиров на линии Архангельск–Нарьян-Мар–Амдерма–Архангельск. Выполнял отряд и научные работы: пилоты вели наблюдение за состоянием льдов, изучали ледовый режим для плавания судов. Самолеты применялись на рыбных промыслах, на аэрофотосъемке.

После расформирования Беломорского авиаотряда И. Ф. Скворцов более 20 лет трудился в авиационной промышленности. В годы Великой Отечественной войны он был на летно-испытательной работе. С 1959 года на пенсии. Умер на 94 году жизни в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться