Вологдин Виктор Петрович
Вологдин Виктор Петрович

Вологдин Виктор Петрович — Биография

Вологдин, Виктор Петрович (28 июля 1883 года, Пермская губерния, Российская империя — 14 октября 1950 года, Ленинград, СССР) — советский учёный и инженер, пионер применения электросварки в судостроении. Спроектировал и построил первое в СССР цельносварное судно. Профессор и ректор Дальневосточного государственного университета.

Родился 27 июля 1883 года в поселке Кувинского завода Пермской губернии.

В 1894 году, будучи учеником реального училища, посетил знаменитый электросварочный цех («электролитейную фабрику») Н.Г. Славянова на Пермских пушечных заводах, что определило сферу его будущих научных интересов.

В 1902 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I, где достиг больших успехов и был удостоен чина фельдфебеля. Однако в 1906 году вместе с 10 соучениками выразил солидарность с участниками революционного движения и приказом Морского министра И.К. Григоровича изгнан из училища.

В 1906 году поступил в Политехнический институт в Петербурге на электромеханическое отделение и в 1910 году (по другим данным — в 1909) окончил его, был оставлен преподавателем на механическом факультете.

В 1911 году а для ознакомления с постановкой турбостроення выезжал в Германию Францию, Швейцарию. В декабре 1914 года по приказу министра Григоровича переведён в Морское ведомство, на должность старшего производителя работ в чертёжной Главного управления Кораблестроения. Одновременно преподавал в Петроградском институте путей сообщения и на кораблестроительном отделении Политехнического института.

В 1918—1919 годах воевал в армии Колчака в звании старшего лейтенанта, за храбрость, проявленную в борьбе с большевиками произведён в капитаны 2-го ранга, награждён орденом св. Владимира 4 степени с мечами и бантами и орденом Св. Станислава 3 степени.

С ноября 1919 Виктор Петрович — представитель Морского ведомства и директор правления «Дальзавода» во Владивостоке.

В 1920 году начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, избран профессором Дальневосточного университета (ГДУ) во Владивостоке.

В 1925 году создал первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в ГДУ.

В 1925 году назначен ректором ГДУ и находился на этой должности до 1928 года.

В 1926 году на Дальзаводе организовал сварочное производство паровых котлов.

6 июня 1927 года Вологдин составил краткую рукописную записку «Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций».

В 1928 году он спроектировал и построил цельносварной Казанский пост на полуостров Шкота во Владивостоке. Четыре сварщика сварили мост с пролётом 25 м всего за 20 дней, сэкономив 25% металла по сравнению с клёпаной конструкцией. В 1929–1931 годах построил ещё два цельносварных моста, в том числе мост тяжёлого типа с пролётом 36,6 м и общим весом около 300 т.

Кроме того, он применил сварку для изготовления металлических топливных резервуаров, а 4 ноября 1930 года построил первое в СССР цельносварное судно — буксирный катер серии «Ж» (ЖС-6).

Большое внимание уделял подготовке квлифицированных инженеров-сварщиков. Организовал кафедру сварки в ГДУ. Он же разработал первый учёбный план, систему обозначений на сварочных соединений на чертежах, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки. После того, как в 1930 году ГДУ был разделён на несколько институтов, работал в Дальневосточном политехническом институте (ДВПИ). В 1930 году состоялся первый выпуск факультета сварки ДВПИ (три инженера-маханика сварочной специальности).

В 1932–1933 годах — директор Владивостокского института техники АН СССР.

В.П. Вологдин приложил огромные усилия для внедрения электросварки в практику судостроения. До 1933 года он сделал более 130 докладов о сварке в Госплане, на судостроительных заводах, на Всесоюзном съезде сварщиков. Только после гибели парохода «Челюскин» и аварий других судов в Арктике ненадёжность клёпаных соединений стала очивидной. Сварка стала широко применяться на судостроительных предприятиях, обеспечив большую прочность, меньшую массу и меньшую трудоёмкость строительства судов.

В 1933 году Вологдин переехал в Ленинград, где был назначен руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома.

В 1934 году избран профессором Ленинградского кораблестроительного института. Одновременно в 1933–1934 годах работает профессором электросварочного института, консультирует строителей крупнейших новостроек СССР(Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы, Кировский завод, Днепроогесс).

В 1935 году в Ленинграде построил первый полусварной морской пароход «Седов». Под влиянием Вологдина на ряде заводов началась постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря и других цельносварных судов.

К началу Великой Отечественной войны сварка в судостроении почти полностью вытеснила клепку. В 1939 году клепка для изготовления речных судов была запрещена постановлением правительства. В годы войны все корпуса строящихся судов, как и их ремонт, выполнялись только с помощью электросварки.

С 1934 по 1949 год Вологдин работал заведующим кафедрой сварки Ленинградского кораблестроительного института.

В последние годы жизни (1946-1950 годы) руководил постройкой цельносварных кораблей и судов на заводах Ленинграда, занимался научной и педагогической деятельностью.

Виктор Петрович умер в ночь на 14 октября 1950 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Его имя было присвоено кафедре сварки судовых конструкций Ленинградского кораблестроительного института и контейнеровозу «Профессор Виктор Вологдин», он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Аллее славы ДВГТУ во Владивостоке установлен бюст Виктора Петровича работы скульптора Э.В. Барсегова.

Владелец страницы: нет
Поделиться