Стоковский Леопольд
Стоковский Леопольд
18.04.1882 — 13.09.1977

Стоковский Леопольд — Биография

Леопо́льд Стоко́вский (англ. Leopold Stokowski, настоящее имя Антоний Станислав Болеславович Стоковский, польск. Antoni Stanisław Bolesławowicz Stokowski; 18 апреля 1882, Лондон — 13 сентября 1977, Низер Уоллоп, графство Хемпшир, Великобритания) — британский и американский дирижёр и органист польско-ирландского происхождения.

Стоковский родился в семье польского мебельщика Коперника Йозефа Стоковского и ирландки Энни Мэрион Стоковски (урождённой Мур). В тринадцать лет поступил в лондонский Королевский музыкальный колледж, став одним из самых молодых его студентов за всю историю, обучался игре на органе у Стивенсона Хойта, Уолфорда Дэвиса и Ч. В. Стэнфорда. В 1900 году получил диплом Королевского колледжа органистов (FRCO), после чего отправился в Париж и Берлин. По возвращении в Лондон основал и возглавил хор в церкви Святой Марии на Черинг Кросс Роуд (1900—1901), а год спустя получил место органиста и хормейстера в церкви Сент-Джеймс. Некоторое время Стоковский обучается в Королевском колледже Оксфорда, в 1903 году получает степень бакалавра музыки. В 1905 году он прибывает в Нью-Йорк, где в течение последующих трёх лет работает хормейстером и органистом церкви Святого Варфоломея. Несмотря на то, что благодаря своему исполнительскому мастерству он пользовался большим успехом, Стоковский возвращается в Европу, где собирается начать карьеру дирижёра.

Прибыв в Париж в 1908 году, Стоковский узнаёт, что в симфоническом оркестре Цинциннати после гастролей во Франции освобождается место главного дирижёра. С помощью пианистки Ольги Самарофф (ставшей впоследствии его первой женой) и собственной хитрости ему удаётся получить эту должность, и в 1909 году состоялся первый концерт под его управлением. За время руководства оркестром Стоковский впервые в США исполнил ряд сочинений композиторов-современников, в частности, Вторую симфонию Эдварда Элгара. Несмотря на то, что он пользовался большим успехом, в 1912 году Стоковский покинул оркестр из-за разногласий с дирекцией.

Летом того же года музыкант переезжает в Филадельфию, где его принимают на место дирижёра местного симфонического оркестра. Возглавляя этот коллектив вплоть до 1936 года, Стоковский выдвинул его в число наиболее успешных в мире. В это время за дирижёром закрепилась слава «шоумена», благодаря некоторым его экстравагантным поступкам. Так, однажды он перед исполнением одного из сочинений демонстративно сбросил с пульта на пол его партитуру, желая тем самым показать, что будет дирижировать по памяти. В конце 1920-х годов Стоковский отказался от использования палочки, сформировав собственную свободную манеру руководства оркестром, ставшую его «визитной карточкой». В 1936 году Стоковский официально уходит с поста дирижёра Филадельфийского оркестра, хотя в течение последующих двух лет продолжает регулярно с ним выступать (попеременно с Юджином Орманди), а в 1941 году уезжает из города.

В 1940 году Стоковский основал Всеамериканский молодёжный оркестр, с которым провёл гастрольный тур, однако, несмотря на положительные отзывы критиков, оркестр был распущен год спустя. В это же время Стоковский становится дирижёром Симфонического оркестра NBC, заменяя Артуро Тосканини. За три года сотрудничества с этим коллективом Стоковский исполнил многочисленные сочинения Игоря Стравинского, Алана Хованесса, Дариюса Мийо, Пауля Хиндемита, Мортона Гульда и других современных композиторов, а также дал американскую премьеру кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» и мировую — Фортепианного концерта Арнольда Шёнберга. Помимо этого, под его управлением прозвучали забытые и редко исполняемые произведения английских композиторов — сюита «Планеты» Густава Холста, Четвёртая симфония Ральфа Воана Уильямса и др.

После возвращения Тосканини в оркестр NBC в 1944 году Стоковский по просьбе мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия организует и возглавляет Симфонический оркестр Нью-Йорк Сити, концерты которого предназначались для малообеспеченных слоёв населения: цены на билеты были снижены, а сами выступления проходили в вечернее время. Стоковский проработал с оркестром около года, после чего из-за разногласий с руководством покинул его. Основав вскоре ещё один симфонический оркестр — «Голливуд Боул», дирижёр выступал с ним в течение двух лет, а также проводил записи вплоть до 1960 года. В конце 1940-х годов Стоковский работал в качестве приглашённого дирижёра в Нью-Йоркском филармоническом оркестре (в 1949—1950 совместно с Димитрисом Митропулосом), а в 1951 впервые за долгое время выступил с концертом в Великобритании. Среди заметных проектов Стоковского в последующие годы — работа с Хьюстонским симфоническим оркестром (1955—1960), постановка оперы Пуччини «Турандот» в Метрополитен-опера (1960), создание Американского симфонического оркестра (1962). Этим коллективом Стоковский руководил до 1972 года, исполнив, в частности, Четвёртую симфонию Чарлза Айвза (впервые в полной версии, 1965, получил за это исполнение премию «Грэмми»). В 1972 дирижёр вернулся в Лондон, где и провёл последние годы жизни, не прекращая давать концерты до 1975 года. Стоковский умер в 1977 году от инфаркта, похоронен в Лондоне.

Владелец страницы: нет
Поделиться