Закс Леон Борисович

Закс Леон Борисович — Стена памяти

Степанова Елена подарил(а):
ангел

К 95-летию со дня рождения Леона Закса «По словам Марселя Пруста, все мы носим на гранях зрачков силуэт некоего идеала, формирующего наше видение и критерии. И если попытаться представить музыкальный эквивалент такого образа, постоянно звучащий у нас в ушах, то для многих им окажется искусство Леона Закса.» («Советский артист», 16.12.77.).

НЕВЕРОЯТНАЯ СУДЬБА ПЕРВОЙ СКРИПКИ БОЛЬШОГО Еще при жизни Леона Закса – блистательного музыканта, скрипача-виртуоза, концертмейстера оркестра Большого театра - называли человеком необычной судьбы. Тем не менее, в стенах самого театра, чьи афиши его имя украшало более тридцати лет, мало кто знал, чем же на самом деле необычна его судьба. Но буквально ошеломивший своей фатальностью уход из жизни этого редких дарований солиста прославленного коллектива - в Греции во время Афинского фестиваля искусств в августе 1977 года – в один момент раскрыл секреты и подробности рождения, жизни и смерти этой уникальной личности и без сомнений поставил его судьбу в ряд невероятных судеб XX века.

РОЖДЕННЫЙ В ГОРОДЕ РОЗ Леон Закс родился на самом юге сурового канадского севера – в городе Виндзор. Его появление на свет в этом романтическом месте, которое известно, как город Роз, и славится своими многочисленными парками и садами вдоль русла реки Детройт, окутано завесой некоторой таинственности. Родители будущего вундеркинда Борис Закс и Ольга Рейман еще с Эмиграцией первой волны в конце XIX века покинули Россию и отправились в США на поиски счастья. Они осели в американском городе Детройт, столице штата Мичиган. Там и должен был родиться их первенец. Но Богу угодно было изменить ход событий. Как и большинство молодого населения Детройта Борис и Ольга - очень полюбили лодочные прогулки по живописной реке Детройт и на ее противоположный берег, где находится уже Канада, город Виндзор с его живописными зелеными ландшафтами вдоль реки, лесопарками, садами роз, пением птиц и свежим целебным воздухом. Туда и отправилась молодая пара в один из выходных в апреле 1918 года. Но, причалив к канадскому берегу, Ольга, будучи в положении, вдруг почувствовала себя неважно и обратилась к врачу. А 20 апреля 1918 года на свет появился ее первенец - сын Леон.

ПАПА БЕН, ГЕНРИ ФОРД И ЛЕНИН Рождение сына наполнило молодую семью счастьем, но и прибавило ей непредвиденных волнений. У Леона уже в раннем возрасте проявились яркие музыкальные способности. И родители, постоянно испытывавшие нужду, делали все возможное, чтобы учить сына частным образом игре на скрипке. Одно время Заксам удалось наладить в Детройте небольшой бизнес – работу прачечной, но она, к сожалению, просуществовала недолго. Трудился Борис (в Америке его называли Беном) и рабочим тогда на только открывшемся, а впоследствии прославившимся на весь мир заводе Генри Форда (Форд Мотор Компани). Он был одним из тех, кто на заре ХХ века собирал легендарные автомобили Model T. Но и нелегкий труд рабочего не приносил в семью достаточного дохода для обучения маленького Леона игре на скрипке. Тогда же на заводе Форда Борис вступил в коммунистическую партию США. А в 1925 году он с готовностью откликнулся на призыв вождя мирового пролетариата Ленина к американским рабочим - приехать в Россию для участия в стройках молодой Страны Советов. И вся семья, окрыленная новой мечтой и надеждами на лучшую жизнь, навсегда переехала в столицу СССР.

ПОДАРОК ОТ ЛУНАЧАРСКОГО В Москве Леон получил возможность учиться бесплатно. Мало того, по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского ему была выделена специальная стипендия из фонда для особо одаренных детей. Сначала он поступил в Музыкальный техникум имени братьев А. и Н. Рубинштейн. Здесь первым педагогом Леона Закса стал замечательный музыкант, ученик основателя русской скрипичной школы Леопольда Ауэра и его последователь Лев Цейтлин. Позднее юный скрипач был переведен в особую детскую группу для одаренных детей при Московской консерватории, сегодня известную как Центральная музыкальная школа. Здесь вместе с ним учились такие впоследствии выдающиеся музыканты как скрипачи Борис Гольдштейн и Леонид Коган, пианистка Роза Тамаркина, виолончелист Федор Лузанов.

А.Констант Смит «Москоу Дэйли Ньюз», Май 23, 1935 ЛЕВА ЗАКС, МОЛОДОЙ СКРИПАЧ, ПРОЯВЛЯЕТ ТАЛАНТ Лева Закс, молодой скрипач, недавний выпускник особой детской музыкальной группы, дал свой первый сольный концерт 16 мая в Московской консерватории. Эта детская группа является классом, организованным консерваторией для особо одаренных музыкально детей. Было бы несправедливо учить их в обычной музыкальной школе в одном классе с теми, кто развивается на шаг медленнее, хотя, с другой стороны, было бы и не мудро перевести их в более старший класс. В результате было решено организовать особую группу. После окончания обучения в ней дети продолжают учебу в консерватории и в других высших музыкальных учебных заведениях. Первый концерт показал Закса как серьезного и вполне законченного музыканта, с точки зрения техники. Профессор Цейтлин, его учитель, чей великолепный метод основан на блестящей традиции Леопольда Ауэра, дал своему молодому ученику отличную базу для будущего творчества. Врожденый вкус, чувство ритма, тонкая пальцевая техника – главные достоинства Закса. Мы ждем от него индивидуального качества тона, которое, бесспорно, придет со временем. Его смычковая техника также требует дальнейшего усовершенствования в направлении большей гибкости и свободы.(Перевод с англ. Е.Степановой).

УЧИТЕЛЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ – ЛЕВ ЦЕЙТЛИН И ДАВИД ОЙСТРАХ В 1937 году, будучи студентом Московской консерватории (завкафедрой скрипки - профессор Лев Цейтлин) по классу выдающегося скрипача профессора Давида Ойстраха, Леон Закс принял участие в I Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов и удостоился звания лауреата. К этому времени он - уже несколько лет концертирующий музыкант, успешно выступающий и показавший себя с лучшей стороны на эстрадах разных городов Советского Союза. «Привлекательная манера игры, понимание стиля и умение раскрыть авторский замысел позволяют отнести Леона Закса к числу наших лучших молодых скрипачей», - отозвался о нем после конкурса крупный авторитет в области преподавания скрипичного исполнительства, автор собственной методики профессор Московской консерватории Константин Мострас.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЦДКА После окончания консерватории Леон Закс был призван в ряды Красной Армии и некоторое время служил в симфоническом оркестре Центрального дома Красной Армии. Работа в этом коллективе позволила ему расширить свой кругозор и впрямую познакомиться с творчеством таких выдающихся дирижеров, как Лев Штейнберг, Оскар Фрид, Курт Зандерлинг и многих других, и приобрести бесценный опыт оркестровой игры. И когда после демобилизации ему предложили участвовать в конкурсе в оркестр Театра оперетты, Леон Закс сумел сразу занять место концертмейстера.

МУЗА НА ВСЮ ЖИЗНЬ В первые годы войны Леон встретил главную и единственную любовь своей жизни. Кажется, невозможно придумать более невероятную историю чем эта: судьбоносная встреча произошла на одной студенческой вечеринке; юная темноволосая девушка с зелеными глазами и фарфоровым личиком поразила тогда уже известного в музыкальных кругах молодого скрипача - просто живая муза! Невероятно, но имя девушки оказалось именно Муза. Муза Денисова, студентка Института имени Гнесиных, вскоре стала женой Леона Закса, подарила ему сына Виктора и дочь Марию. На всю жизнь их связала преданная любовь друг к другу и к музыке. Она длилась тридцать шесть лет и восхищала всех тех, кто знал эту творческую семью.

У ИСТОКОВ КВАРТЕТА ИМЕНИ БОРОДИНА После демобилизации Леон Закс поступает в аспирантуру Московской консерватории и продолжает оттачивать свое скрипичное мастерство под руководством профессора Давида Ойстраха. Будучи учеником легендарного маэстро Петра Столярского, воспитавшего целую плеяду прославленных музыкантов, Давид Ойстрах был настоящим последователем своего наставника. Столярский огромное значение придавал разностороннему развитию музыкантов, а также считал игру в симфоническом оркестре и ансамблевое исполнительство наряду с сольными выступлениями перед публикой неотъемлемыми условиями формирования и развития скрипача-солиста. Эти уроки «от Столярского» Леон Закс воспринял всем сердцем и на всю жизнь. В аспирантуре он сам понемногу начинает преподавать и занимается широкой исполнительской деятельностью. Кстати, прославленный Квартет имени Бородина первоначально играл в таком составе: Леон Закс (скрипка), Григорий Кемлин (скрипка), Рудольф Баршай (альт) и Валентин Берлинский (виолончель).

ЛЕОН ЗАКС: ОБУЧАЯ, УЧИМСЯ! С 1943 года наряду с непрерывной концертной деятельностью Леон Закс постоянно вел педагогическую работу. Он преподавал: в Школе-десятилетке и Школе-семилетке имени Гнесиных, в училище при Московской консерватории, в Институте имени Гнесиных. Фамилии многих его учеников в разные годы украшали афиши с участием оркестров Большого театра и Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, оркестра Всесоюзного радио и многих других. «К педагогической работе у него особое пристрастие и подход. Будучи сам превосходным инструменталистом, работая со студентами, он умеет создать тот необходимый контакт и непринужденную форму общения, без тени менторства (что, как правило, почти всегда бывает уделом людей малознающих), при которой даже самый слабый ученик чувствует себя свободно и полнее раскрывает свои способности. Следуя известному постулату: обучая, учимся, Леон Борисович считает, что педагогическая деятельность полезна любому музыканту-исполнителю, так как приносит пользу обоюдную.» («Советский артист», ноябрь 1970 года).

БОЛЬШОЙ ТЕАТР С 1945 года Леон Закс – артист симфонического оркестра Большого театра Союза ССР. С тех пор Большой театр захватил все его существо своим величием, праздничностью, великолепной творческой и художнической дисциплиной. «Театр стал для меня новой высшей школой музыки, - говорил Леон Борисович. – Мне казалось, что работа в его коллективе – высокая честь для представителя любой специальности. Общение с корифеями дирижерского искусства А.Пазовским, Н.Головановым, А.Мелик-Пашаевым, В.Небольсиным, М.Жуковым научило меня смотреть на музыкальный театр как на высшее достижение исполнительства, позволило быть свидетелем высочайших эталонов прочтения произведений классического и советского репертуара.» («Советский артист», ноябрь 1970 года). В юбилейном для Большого театра 1951 году, в связи с празднованием 175-летия театра, Леон Борисович Закс был награжден орденом «Знак Почета».

СОЛО НА СТРАДИВАРИУСЕ «Звук его скрипки навсегда запечатлелся в памяти каждого. Все в игре Леона Борисовича, да и в его человеческом облике, излучало свет истинного благородства. Каждый штрих, каждый жест были проникнуты духом высокого и темпераментного артистизма, интенсивностью творческого горения души.»(«Советская музыка», №5, 1978). «Некоторые скажут: но он ведь играет на Страдивариусе! Да, на подлинном Страдивариусе, причем знаменитом – этот коллекционный инструмент некогда принадлежал маршалу Михаилу Тухачевскому. Но ведь это и есть акт высокого доверия и оценка исполнительского мастерства Леона Закса.»(«Советский артист», ноябрь 1970 года).

УРОКИ СТОЛЯРСКОГО В ЖИЗНЬ! Для своих младших коллег по оркестру «Леон Борисович был образцом во многих отношениях. Человек утонченной духовной культуры, безупречного вкуса, он никогда не замыкался в рамках оркестровой работы. Его интересовало все: история, литература, поэзия, живопись, концертная жизнь, исполнительство и композиторское творчество. Музыкальный кругозор его был невероятно широк: Леон Борисович знал, любил и играл музыку самую разную – от старинных сонат до новейших сочинений композиторов XX века: Стравинского, Мессиана, Хиндемита, Шостаковича, Вайнберга… Годы не притупляли, а лишь обостряли его удивительную творческую активность, восприимчивость ко всему новому, интересному… В последние месяцы жизни он выучил и сыграл труднейшую скрипичную партию в «Квартете на конец времени» Мессиана, за несколько недель до кончины совершил большое гастрольное турне по городам Италии в составе Трио Большого театра…» («Советская музыка», №5, 1978 год).

ВЛАДЕТЬ ПЕРОМ «Во всем Леон Борисович оставался яркой, незаурядной личностью, в которой сочетались артистически-приподнятый романтический пафос и строжайшая интеллектуальная самодисциплина. Его суждения отличались той подлинной оригинальностью и независимостью, которая проистекает из органического качества ума, мыслящего смело и без оглядки на все привычное.» («Советская музыка», №5, 1978 год). В архиве сына Леона Закса Виктора Денисова сохранились пожелтевшие номера газеты «Советский артист», где отец на протяжении долгого времени занимал должность заместителя ответственного редактора. Надо сказать, что сам Леон Борисович блестяще владел пером. Поразительны его журналистские заметки о невидимых стороннему глазу буднях Большого театра. В них оживают подлинные минуты творчества, ставшие уже его давней историей. И поражаешься, каким абсолютным доверием окружающих пользовался написавший эти строки человек: как он по-детски искренен, откровенен, бесстрашен и открыт в оценках труда своих коллег! И как он в то же время доброжелателен ко всем, о ком пишет! «Леон Борисович Закс был не только замечательным художником, но и принадлежал к лучшим представителям современной интеллигенции, мыслящей и действующей.»(«Советский артист», 16 декабря 1977 года).

Балет «Сказка о каменном цветке» (Черновой прогон спектакля) Работа над новым балетом С.Прокофьева продолжается. 30 декабря был проведен первый прогон спектакля. Коллектив оркестра в общем успешно исполнил трудную партитуру. С каждой репетицией артисты и дирижер все больше «въигрываются» в музыку, шлифуют детали. На сцене далеко не все сделано. Создается впечатление, что некоторые важные элементы спектакля не решены полностью самим постановщиком Л.Лавровским. Один из главных персонажей – Катерина. Исполнительница этой роли Галина Сергеевна Уланова находится видимо еще в поисках образа, не танцует в полную силу. Это в свою очередь не дает возможности дирижеру Ю. Файеру установить точные темпы. Некоторые массовые сцены не доработаны. Много в спектакле чисто технических трудностей (перемены декораций, освещение, бутафория). Однако, можно с уверенностью сказать, что спектакль получился красочным, ярким, интересным. Дальнейшие репетиции покажут, что еще необходимо сделать для того, чтобы выпустить хороший спектакль. (Леон Закс, «Советский артист», 6 января 1954 года.)

КОНЦЕРТЫ В АФИНАХ Каждый вечер зал кинотеатра «Орфей», вмещающий около двух тысяч человек, переполнен. Несмотря на высокие цены на билеты, достались они только счастливчикам, ибо желание увидеть прославленный Большой балет здесь очень велико. Условия для работы у нас трудные – много репетиций, спектакли начинаются в 10 часов вечера ( по московскому времени в 11 часов вечера), нет репетиционных помещений для балета. Сцена маленькая и низкая, покрыта ленолиумом, танцевать на ней очень трудно. Концерты проходят с большим успехом. Трудно сказать, что больше понравилось зрителям но, пожалуй, классика: второй акт «Лебединого озера», «Умирающий лебедь» (Е.Рябинкина бисировала этот номер), бисировался испанский танец из «Лебединого озера» (Т.Варламова, Л.Дмитриева, Н.Симачев, И.Покровский), бисировала Л.Богомолова вариацию из «Дон Кихота». Те номера, что не бисировались, тоже имели большой и заслуженный успех. В этом успехе большая заслуга А. Мессерера, помогающего артистам советами, контролем. Мне трудно выделить кого-либо из наших артистов. На сцену я смотреть почти не могу (это не Большой театр), хотя оркестрового помещения как такового здесь нет: снято несколько рядов партера, и оркестр сидит на их месте, отгороженный барьером от публики…(Леон Закс, наш спец.корр., Афины. «Советский артист», 17 мая 1963 года.)

ПОЛЕТ ИКАРА А спустя 14 лет и три месяца здесь же, на земле Эллады, во время Афинского фестиваля искусств, трагическая нелепая случайность оборвала жизнь выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, первой скрипки Большого театра Леона Закса. «…Жаркий августовский день в Греции. Короткая остановка на горной дороге, неподалеку от Коринфа. Дивный пейзаж – солнце, море, вдалеке – цепочка скалистых островов, покрытых зеленью олив. В воздухе покой, безмятежность. И вдруг – неожиданное скольжение и падение в пропасть, окруженную стеной неприступных скал… Так трагично, буквально в несколько секунд оборвалась жизнь замечательного музыканта.» (Советская музыка», №5,1978). "В Эпидавре, в неподвижности, в том великом покое, который сошел на меня, я почувствовал, как бьется сердце мира." (Генри Миллер) «И хотя Леону Заксу суждено было родиться за океаном, а умереть на земле Эллады, исколесить почти весь свет и увидеть многое из того, что было создано человечеством за долгие века существования, он всегда ощущал «сердцевину мира» там, где провел свою не столь долгую, но наполненную, яркую истинно творческую жизнь.» («Советский артист», 16 декабря 1977 года). Елена Степанова

Виктор подарил(а):
ангел

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ОРКЕСТРА Бывают люди, с которыми приятно встречаться, беседовать, приятно говорить о них. Им свойственно какое-то неуловимое чувство такта, умение расположить к себе, заинтересовать своим обществом. К таким людям в Большом театре я отношу одного из ведущих музыкантов, концертмейстера оркестра Леона Борисовича Закса. Когда видишь этого убеленного благородной сединой человека, сидящего во главе оркестра, всматриваешься в его удивительно молодое, почти юношеское лицо, то даже не верится, что у него за плечами более трети века напряженной творческой деятельности. Известно, что работа изнашивает человека, но если ты любишь свой труд, отдаешь ему все силы, испытывая при этом радость и прилив новых сил, то он превращается уже в духовную и физиологическую потребность, которая помогает жить и сохранять бодрость духа. Наверно, именно в этом секрет вечной молодости многих по-настоящему талантливых людей. Ну, а у Леона Закса это видно даже по его внешнему облику. Тут следует особо сказать о Леоне Борисовиче как о концертмейстере. У меня лично к концертмейстерам особенный пиетет. По-моему, это люди особой воли, особого характера и железных нервов. Каждый из нас, исполнителей, знает, что игра в оркестре и исполнение solo в оркестре – это две разные специальности. Все мы многократно слушали solo Леона Закса, но всякий раз поражает удивительная стабильность его игры, теплый, ласковый звук, безупречная «снайперская» интонация и высокая культура его музыкальной речи. Спасибо ему на это! С 1943 года Леон Борисович непрерывно ведет педагогическую работу, и здесь о нем можно говорить как об интересном и талантливом педагоге. Многие ученики Л. Закса работают сейчас в оркестре Большого театра, Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, в оркестре Всесоюзного радио и многих других. К педагогической работе у него особое пристрастие и подход. Будучи сам превосходным инструменталистом, работая со студентами, он умеет создать тот необходимый контакт и непринужденную форму общения, без тени менторства (что, как правило, почти всегда бывает уделом людей малознающих), при которой даже самый слабый ученик чувствует себя свободно и полнее раскрывает свои способности. Следуя известному постулату: обучая, учимся ( а это я могу подтвердить на собственном опыте – Ф.М.), Леон Борисович считает, что педагогическая деятельность полезна любому музыканту-исполнителю, так как приносит пользу обоюдную. Можно сказать еще много добрых, самых красивых слов в адрес этого замечательного музыканта и прекрасного человека – он заслуживает самой большой похвалы и высокой оценки, но при всем этом он всегда остается скромным, благожелательным и исключительно требовательным к себе человеком. Фуат Мансуров, дирижер оркестра Большого театра. «Советский артист», ноябрь 1970 года.

ОБРАЗЕЦ ИСТИННОГО ИСКУССТВА В апреле этого года замечательному музыканту, скрипачу, концертмейстеру скрипичной группы оркестра Большого театра Леону Борисовичу Заксу исполнилось бы шестьдесят лет. Всего за несколько месяцев до юбилейной даты трагическая нелепая случайность оборвала его жизнь. …Жаркий августовский день в Греции. Короткая остановка на горной дороге, неподалеку от Коринфа. Дивный пейзаж – солнце, море, вдалеке – цепочка скалистых островов, покрытых зеленью олив. В воздухе покой, безмятежность. И вдруг – неожиданное скольжение и падение в пропасть, окруженную стеной неприступных скал… Так трагично, буквально в несколько секунд оборвалась жизнь замечательного музыканта. В Бетховенском зале Большого театра Союза ССР состоялся вечер, посвященный памяти Леона Закса. Здесь, в этих стенах, где так часто звучала его скрипка, играли солисты и артисты оркестра, с которыми Леона Борисовича связывали десятилетия совместной работы. В начале вечера слово взял главный дирижер оркестра Юрий Симонов. Затем были исполнены Соната для скрипки и фортепиано Франка ( П.Тарасевич и В. Часовенная), Соната для виолончели и фортепиано Бетховена (Ю. Лоевский и В.Часовенная). Прозвучал также только что написанный Струнный квартет Григория Заборова, посвященный памяти Леона Закса (Г.Заборов, И.Заборов, Л.Каплан и Ю. Лоевский). Завершило вечер выступление Ансамбля скрипачей Большого театра под руководством Юлия Реентовича. С 1945 года и до последнего дня жизни Леон Закс играл в оркестре Большого театра СССР. Для многих коллег его исполнительство подспудно, незаметно стало привычным мерилом, идеальным образцом того, что мы называем настоящим искусством, равно далеким от сухого, бездушного ремесленничества и от чрезмерной, показной аффектации, Все в игре Леона Борисовича, да и в его человеческом облике излучало свет истинного благородства. Каждый штрих, каждый жест были проникнуты духом высокого и темпераментного артистизма, интенсивностью творческого горения души. Для нас, молодых музыкантов, Леон Борисович был образцом во многих отношениях. Человек утонченной духовной культуры, безупречного вкуса, он никогда не замыкался в рамках оркестровой работы.Его интересовало все: история, литература, поэзия, живопись, концертная жизнь, исполнительство и композиторское творчество. Годы не притупляли, а лишь обостряли его удивительную творческую активность, восприимчивость ко всему новому, интересному… В последние месяцы жизни он выучил и сыграл труднейшую скрипичную партию в «Квартете на конец времени» Мессиана, за несколько недель до кончины совершил большое гастрольное турне по городам Италии в составе Трио Большого театра… Во всем Леон Борисович оставался яркой, незаурядной личностью, в которой сочетались артистически-приподнятый романтический пафос и строжайшая интеллектуальная самодисциплина. Его суждения отличались той подлинной оригинальностью и независимостью, которая проистекает из органического качества ума, мыслящего смело и без оглядки на все привычное. И хотя ему суждено было родиться за океаном, а умереть на земле Эллады, исколесить почти весь свет, - он всегда ощущал «сердцевину мира» там, где провел свою не столь долгую, но интенсивную, истинно творческую жизнь. Александр Ивашкин, виолончелист оркестра Большого театра.«Советская музыка», №5, 1978.

ЧЕЛОВЕК БЛАГОРОДНОЙ ДУШИ При слове «театр», а тем более – «Большой театр» перед глазами сразу возникает прекрасное здание нашего любимого театра и начинаешь вспоминать людей самых разных профессий, составляющих огромный коллектив театра, принесших и приносящих ему заслуженную славу. Один из них – солист оркестра – Леон Борисович Закс, которому сейчас исполнилось бы восемьдесят лет. О нем я и позволил себе написать несколько строк. 32 года отдал Леон Закс Большому театру – с 1945-го по 1977-й - до того момента, когда жизнь его трагически оборвалась. Леон Борисович был человеком редких и привлекательных качеств. Ему было чуждо чувство самоутверждения любым способом, а его приветливый характер, отзывчивость и тактичность, помноженные на талант музыканта, являлись той притягательной силой, которая объединяла вокруг него коллег. Сам Леон Борисович никогда не стремился к общественной работе, но его старательно уговаривали войти то в состав цехкома, то в партбюро, зная, что его присутствие всегда будет залогом объективности. Ни для кого не секрет, что играть рядом с концертмейстером и солистом для молодого музыканта очень волнительно. Эти же чувства испытывал и я в начале своего профессионального пути. Но Леон Борисович всегда держал себя так, будто мы давно знакомы и помогаем друг другу. Общаясь с ним, я никогда не слышал от него ни одного слова о его незаурядной судьбе, а ему было что рассказать. Например, почему он родился в Канаде в городе Виндзор, при том что его родители, в это время жили в Детройте. Он и сам первые семь лет, пока семья не переехала в Москву, жил с родителями именно в Детройте - столице американского штата Мичиган. Об этом я узнал уже после ухода Леона Борисовича из жизни. Поразительно, как с такой биографией Леону Борисовичу удалось избежать репрессий и арестов в сталинское время. После нескольких лет более тесного творческого контакта с Леоном Борисовичем у меня сложилось впечатление, что, будучи очень общительным человеком, но при этом неподдельно скромным, если дело касалось его самого, он все же слову предпочитал музыкальное общение. Его профессиональным интересам были свойственны широта и разнообразие: от старинных сонат до композиторов XX века: Стравинского, Хиндемита, Шостаковича, Вайнберга, Теодоракиса. Ничто так не отражает сущность музыканта, как его исполнительская манера. Исполнение Леона Борисовича отличалось истинным благородством: безупречным вкусом и теплотой, выразительностью и законченностью мысли. Мы запомнили его прекрасным музыкантом и человеком в высшей степени благородным и порядочным. Петр Тарасевич, скрипач оркестра Большого театра. «Большой театр», 21 мая 1998 года.

Владелец страницы: Степанова Елена
Поделиться