Буслаев Фёдор Иванович
Буслаев Фёдор Иванович

Буслаев Фёдор Иванович — Биография

Фёдор Ива́нович Бусла́ев (13 апреля 1818, Керенск, ныне село Вадинск Пензенской области — 31 июля 1897, посёлок Люблино Московской губернии, ныне в черте Москвы) — русский филолог и искусствовед, академик Петербургской Академии наук (1860).

С 10 лет учился в Пензенской гимназии, где в это время русский язык преподавал В. Г. Белинский, готовившийся к поступлению в университет. Окончив гимназию в 1833 году, поступил на словесное отделение Московского университета. Здесь он слушал лекции по русской словесности И. И. Давыдова и С. П. Шевырёва. По окончании его (1838) поступил учителем во 2-ю московскую гимназию; давал частные уроки. Спустя год уехал за границу: в качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства, труды по языковедению и истории В. Гумбольдта и Я. Гримма.

После возвращения в Россию поступил преподавателем в 3-ю московскую гимназию и работал в ней шесть лет.

Университетскую карьеру начал с 1842, когда был прикомандирован к профессорам И. И. Давыдову и С. П. Шевыреву в помощники для исправления студенческих письменных упражнений. В этом же году появилась первая статья Ф. И. Буслаева «Храм Св. Петра в Риме», напечатанная в «Москвитянине» вместе со статьёй Н. В. Гоголя «Рим». В 1844 году было напечатано его известное сочинение «О преподавании отечественного языка».

С 1847 начал читать лекции, с 1848 — адъюнкт, затем экстраординарный профессор (1850), ординарный профессор (1859), заслуженный профессор (1873); член-корреспондент Императорской академии наук (1852), академик (1860).

Автор работ по славянскому и русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству. Магистерская диссертация — «О влиянии христианства на славянский язык» (1848), докторская — «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861, т.1—2).

Буслаев о средневековой рукописи: «Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни…»

Владелец страницы: нет
Поделиться