Субботин Николай Иванович
Субботин Николай Иванович
13.11.1827 — 30.05.1905

Субботин Николай Иванович — Биография

Никола́й Ива́нович Суббо́тин (13 ноября 1827, Шуя — 30 мая 1905, Томилино) — профессор Московской духовной академии по кафедре Истории и обличения русского раскола, известный писатель и публицист, тайный советник.

Родился в семье священника в Шуе. Окончил Владимирскую семинарию. 3-й магистр XVIII курса (1848—1852).

После окончил курс в Московской духовной академии и состоял в ней профессором истории и обличения русского раскола.

Субботин Н. И. занимает видное место в литературе о русском старообрядческом расколе. Крупную его заслугу составляет издание большого числа первостепенных по своей важности источников по истории раскола и православной полемики против него.

Как практический деятель против раскола, Субботин был убежденным сторонником системы вероисповедных ограничений и одним из самых горячих противников распечатания рогожских алтарей.

Был учредителем Братства святого Петра Митрополита и редактором-издателем миссионерского журнала «Братское слово».

Николай Иванович дружил и состоял в регулярной переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым.

В 1894 году Николай Иванович оставил преподавание в МДА, при отставке получив чин тайного советника, и посвятил себя литературной работе. После закрытия журнала «Братское Слово», он стал публиковать свои статьи в газетах и журналах: «Московские ведомости», «Русский вестник», «Душеполезное чтение», «Вера и Церковь», «Православный путеводитель».

Скончался Николай Иванович на своей даче в Томилине и погребен 2 июня 1905 года, при участии в отпевании по единоверческому чину Высокопреосвященного митрополита Владимира (Богоявленского), в Никольском единоверческом монастыре (в Москве), у северной стены алтаря Никольского храма, рядом с могилой своего друга и соработника — архимандрита Павла (Леднева).

Символично, что после кончины Николая Ивановича Субботина 17 октября 1905 года состоялось издание царского Манифеста, вводящего гражданские свободы, в частности, свободу совести и свободу вероисповедания, после провозглашения которых старообрядцы получили законное право создавать общины и строить свои храмовые здания, с чем категорически был не согласен профессор Н. И. Субботин.

Владелец страницы: нет
Поделиться