Бобринский Владимир Алексеевич
Бобринский Владимир Алексеевич

Бобринский Владимир Алексеевич — Биография

Граф Влади́мир Алексе́евич Бо́бринский (2 (14) октября 1824—22 мая (3 июня) 1898) — русский государственный деятель.

Выходец из графского рода, известного с конца XVIII века, православного вероисповедания.

В 1846 году окончил Санкт-Петербургский университет кандидатом (юридический факультет).

Владел вместе с братьями неразделёнными имениями в Киевской, Курской, Орловской, Симбирской, Тульской губерниях.

Семья

Сын шталмейстера графа Алексея Алексеевича Бобринского (1800—1868) от брака с графиней Софьей Александровной Самойловой (1797—1866); внук первого графа Бобринского, правнук императрицы Екатерины II. Был женат на Марии Гаврииловне Брежневой, дочке Венёвского купца Гавриила Брежнева, у которого были имения в Бобриках.

Служба

23 мая (4 июня) 1846 поступил на службу в Санкт-Петербургское губернское правление в чине коллежского секретаря.

14 (26) февраля 1847 утверждён на должность секретаря 1-го отделения губернского правления.

3 (15) августа 1848 — титулярный советник.

9 (21) июня 1849 назначен чиновником особых поручений при петербургском губернаторе.

С 23 августа (4 сентября) 1850 — камер-юнкер двора Его императорского величества.

30 января (11 февраля) 1851 переведён в штат канцелярии киевского гражданского губернатора.

16 (28) мая 1853 избран кандидатом на должность предводителя дворянства Черкасского уезда Киевской губернии. 22 августа (3 сентября) 1853 утверждён на должность с увольнением из штата канцелярии киевского гражданского губернатора, 25 марта (6 апреля) 1854 уволен с должности предводителя дворянства.

С 24 апреля (6 мая) 1854 — унтер-офицер Гусарского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка.

С 25 мая (6 июня) 1854 — бессменный ординарец при главнокомандующем действующей армией генерал-фельдмаршале И. Ф. Паскевиче. Участвовал в военных действиях на Дунае, в Крыму, в осаде турецкой крепости Силистрии, сопровождал князя в Молдавию.

С 30 мая (11 июня) 1854 — корнет.

С 28 июня (10 июля) 1854 — ординарец командующего, генерала от инфантерии князя М. Д. Горчакова. Участвовал в Крымской войне.

24 апреля (6 мая) 1855 произведён во флигель-адъютанты императора с переводом в лейб-гусарский императорский полк.

С 12 (24) августа 1855 — поручик.

С 12 (24) ноября 1855 по 10 (22) апреля 1856 находился в Киевской губернии для наблюдения за набором рекрутов.

С 14 (26) августа 1856 по 24 сентября (6 октября) 1856 находился в Москве в составе императорской свиты на коронации Александра II.

С 6 (18) декабря 1856 — штабс-ротмистр.

С 21 апреля (3 мая) 1857 по 21 июня (3 июля) 1857 расследовал беспорядки между студентами университета и офицерами.

С 3 (15) января 1858 по 10 (22) января 1858 находился в Псковской и Витебской губерниях с целью поимки и возвращения беглых крестьян со строительства Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги.

13 (25) ноября 1858 откомандирован во Владимирскую губернию для расследования дела о притеснении крестьян предводителем дворянства Задаево-Кошанским.

С 12 (24) апреля 1859 — ротмистр.

С 3 (15) марта 1861 по 3 (15) июля 1861 занимался крестьянскими делами в Тульской губернии.

С 30 августа (11 сентября) 1861 — полковник.

В 1863 году откомандирован в Вильно для руководства управления линией железной дороги от Вильно до границы Королевства Польского и для её обороны от повстанцев.

Указом Александра II от 17 (29) апреля 1863 назначен исполняющим должность военного губернатора города Гродно и гродненского гражданского губернатора.

4 (16) мая 1863 получил звание генерал-майора и назначен в свиту императора.

Указом Александра II от 21 июля (2 августа) 1863, по собственному прошению, уволен с сохранением придворного звания.

В 1868 году по личному поручению императора Александра II проводил ревизию Николаевской и Московско-Курской железных дорог. По окончании ревизии и пресечении выявленных им злоупотреблений 4 (16) июня 1868 назначен товарищем министра путей сообщения (при министре П. П. Мельникове) и членом совета Министерства путей сообщения. С требованием реконструкции (с целью увеличения грузооборота хлеба) Московско-Рязанской, Рязано-Козловской и Орлово-Витебской железных дорог (с ассигнованием 9 млн рублей) выступил против действий министра П. П. Мельникова.

С 20 апреля (2 мая) 1869 исполнял должность министра с правом присутствия в Государственном совете.

Являлся сторонником железнодорожной политики министра финансов М. Х. Рейтерна.

В бытность управления им министерством усиленно строились железные дороги концессионным способом (разрешено к постройке 4 700 вёрст рельсовых путей)

Активно занимался преобразованием центральных учреждений министерства на отраслевых началах, предлагал сосредоточить решение технических и финансовых вопросов в Управлении железных дорог и Управлении шоссейных и водных сообщений. Предложил создать Совещательный комитет и Совет министерства. Было принято Временное положение 1870 года, регламентирующее деятельность всех структур министерства.

Внёс предложения по реорганизации округов путей сообщения. В 1869 году был созван Первый съезд представителей железнодорожных предприятий. Считая казённую эксплуатацию железных дорог низкодоходной, отстаивал передачу казённых железных дорог в руки частных компаний (за 1870—1871 годы передано 1 819 вёрст); в результате его действий задолженность частных компаний государственной казне в конце 1871 года составила 174 млн рублей. Неудачно пытался создать сеть узкоколейных железных дорог.

2 (14) сентября 1871 был уволен по болезни без сохранения членства в Государственном совете.

После отставки с поста министра жил в Киеве и местечке Смела Черкасского уезда Киевской губернии, занимался сельскохозяйственной деятельностью и ведением в обширных размерах сахарного дела, широко поставленного его отцом.

Скончался на 74-м году жизни в Смеле.

Владелец страницы: нет
Поделиться