Скорина Франциск Лукич
Скорина Франциск Лукич
Франциск Скорина был Белорусским гуманистом 16 века, доктором медицины, писателем, переводчиком, художником, и просветителем. Его имя связывают с вы

Скорина Франциск Лукич — Биография

Франциск Скорина был Белорусским гуманистом 16 века, доктором медицины, писателем, переводчиком, художником, и просветителем. Его имя связывают с выдающимся событием в жизни всего Восточно-Славянского мира: публикация в начале 16-ого столетия значительной части Библии.

Имя Скорины также связано с существенным ростом интереса к древнегреческому и Римскому наследию и его воздействием на гуманизацию философской и социальной мысли в Великом Княжестве Литовском. Он был, возможно, первым восточнославянином, который сделал попытку синтеза древности и Христианства.

Франциск Скорина долго был почтенной фигурой в Белоруссии: его биография изучается в школах; улицы и площади в городах и деревнях носят его имя; Белорусские академики изучают его жизнь и работу; монографии, фильмы, и книги, посвященные наследию Скорины, продолжают появляться. Но еще больше средневековой схоластики, риторики, и пустоты во всем этом, чем было в деятельности рожденного в Полоцке Гуманиста, который жил 500 лет назад. Его родина теперь почти оставила ее родной язык, который, как дальновидно однажды предупреждал Скорина, пришла к социальным конфликтам. Некоторые Белорусские ученые больше стремятся к тому, чтобы не упоминать о дружбе Славянских народов или "большом брате" в их работах, чем об изучении связей Скорины с мировой культурой, его жажде знания, независимо от ее источника, терпимости к другим верам во время религиозных войн, и его трогательной заботе о просвещении его соотечественников.

Немного известно о жизни Франциска Скорины. Мы даже не знаем точные даты его рождения и смерти. Он был, возможно, рожден между 1485 и 1490 в Полоцке в семье богатого торговца, Луки Скорины, который торговал с Богемией, Московией, Польскими и Германскими землями. От своих родителей сын унаследовал любовь к родному Полоцку, которому он будет всегда подбирать эпитет "великолепный". Франциск получил начальное образование в родительском доме, где учился читать Псалтырь и писать на Кириллице. По всей вероятности, он изучил Латинский в совершенстве в одной из Католических школ собора в Полоцке или Вильнюсе. В отцовском доме Франциск был всегда в контакте с обычными русскоговорящими людьми, для которых он позже издавал свои книги.

Не было никаких институтов в Великом Княжестве Литовском до открытия Вильнюсского Университета в 1570 году, поэтому многие должны были ехать за рубеж, чтобы получить высшее образование. Некоторыми из наиболее популярных выборов были университеты в Кракове, в Польше (основанные в 1364), и в Падуе, в Италии (1222). Соответственно, Скорина, сын полоцкого торговца, получил первое высшее образование в Кракове. Там он был предоставлен к степени бакалавра, которая позволила ему поступить на более престижные факультеты (медицины и богословия) в Европейских университетах. Ученые полагают, что после окончания Краковского Университета, Скорина служил секретарем Датского короля в 1506-1512. В 1512 он отправился в Падую, где получил медицинскую степень в Университете. Язык не был проблемой для белоруса из "великолепного Полоцка" потому что Латинский был повсеместно распространен в Западной Европе. Молодой человек из "отдаленной страны " получил медицинскую степень в прославленном Университете Падуи. Это было важным событием не только в жизни молодого Франциска, но также и в истории Белорусской культуры.

С 1517 года Скорина жил в Праге, где он начал изучать печать и книгу, способы гравировки. Он продолжил занятия в Венеции, Аугсбурге и других Европейских городах. В Праге Скорина изучил два языка: еврейский, в котором он нуждался, чтобы перевести Библию и чешский. По всей вероятности, Скорин был организатором и идеологом печатного бизнеса, переводчиком библейских текстов, проектировщиком и комментатором некоторых книг, в то время как местные мастера делали фактическую печать.

Первая напечатанная книга была Славянский Псалтырь, предисловие к которой гласит, "я, Франциск Скорина, сын великолепного Полоцка, доктор наук, приказал, чтобы этот Псалтырь был напечатан русскими словами и на Славянском языке."

В 1517-1519 Скорина издал 22 книги Библии (больше всего из Ветхого Завета) под общим названием Библия Русская. В предисловии первопечатник написал: "я, Франциск, сын Скорины из Полоцка, понимая, что люди, возможно, не могут жить вместе на земле без Богобоязни, без мудрости и хорошего поведения, решил печатать Притчи на русском языке, прежде всего к славе и чести Бога-Утешителя и к выгоде обычных людей, чтобы они могли изучать хорошие пути и мудрость, и жить справедливой мирской жизнью, прославляя милосердного Бога."

В начале 1520-ых Скорина переехал в Вильнюс и основал первый магазин печати в доме богатого Белорусского горожанина Якуба Бабича. Он издал Малую Подорожную Книжицу и Апостола. Эта книга, которая появилась в 1525, оказалось последней: магазин печати Вильнюса был разрушен огнем, и не было денег, чтобы восстановить его, потому что, вопреки надеждам Скорины, его книги широко не читались.

Вскоре после этого Скорина женился на Маргарите, вдове Вильнюсского градоначальника. В 1532 Скорина был арестован за отказ от уплаты долгов и отсидел четыре месяца в Познанской тюрьме, откуда был выпущен только благодаря вмешательству Короля Сигизмунда Польского. В 1533 Скорина уехал в Прагу - на этот раз навсегда. Он был назначен придворным садовником Короля Фердинанда и был одним из основателей самого старого ботанического сада Центральной Европы в Праге. Франциск Скорина умер здесь же в 1540 или 1550.

 

Владелец страницы: Bliznetz Natalia
Поделиться