Клейн Роман Иванович

Клейн Роман Иванович — Биография

Рома́н Ива́нович (Роберт Юлиус) Клейн (19 марта 1858, Москва — 3 мая 1924, Москва) — русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры — строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.

Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье еврейского происхождения. Семья жила на Малой Дмитровке; в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.

Во время обучения в гимназии Креймана в 1873—1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875—1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке Исторического музея. В 1877—1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе — в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885—1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова.

В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу — дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, — ввела его в круг старообрядческого купечества — Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени — Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам — Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. — М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896—1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ — организатор постройки — пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.

Клейн — возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников — семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна — фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).

  • Клиника на Девичьем Поле, 1893

  • Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898

  • "Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908

  • Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906

  • Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903

Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города — он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе, 6 и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 — дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 — Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте, 15, в переулке Хользунова, 14-18 и др. В 1906—1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище (15 уч.).

Владелец страницы: нет
Поделиться