Винокуров Михаил Васильевич
Винокуров Михаил Васильевич

Винокуров Михаил Васильевич — Биография

Михаил Васильевич Винокуров (5 ноября (18 ноября) 1890, Саранск — 25 апреля 1955, Москва) — крупнейший специалист в области конструкций железнодорожных экипажей, динамического взаимодействия подвижного состава и пути, педагог и организатор новых направлений в транспортной науке, генерал-директор тяги II ранга, доктор технических наук, профессор.

Михаил Васильевич Винокуров родился 5 ноября (18 ноября по новому стилю) 1890 года в многодетной семье мещан в г. Саранске (Республика Мордовия, бывшая Пензенская губерния). Отец — Василий Евлампиевич Винокуров (1851 — 07.12.1904), русский, работал приказчиком. Мать — Александра Степановна Галицкая (14.04.1865 — 06.05.1936), русская, домохозяйка.

  • 1909 год — окончил Пензенское реальное училище.
  • 1909—1914 годы — учился на механическом факультете Донского политехнического института (г. Новочеркасск), по окончании которого защитил дипломный проект по конструкции паровоза и получил диплом I-й степени на звание инженера-технолога.
  • 1914—1915 годы — работал на Владикавказской железной дороге в должности помощника машиниста и поездного машиниста, полностью отбыв паровозный ценз, а затем инженером технического отдела Главных Ростовских мастерских.
  • 1915—1916 годы — помощник начальника механического цеха Главных Ростовских мастерских.
  • 1916 год — инженер-конструктор по разработке проектов нового оборудования (прессы, аккумуляторы, насосы, станки, печи) для изготовления трёх- и шести-дюймовых фугасных снарядов.
  • 1918 год — начальник технического отдела и заведующий вагонными цехами Главных Ростовских мастерских.
  • 1920 год — организовал школу ФЗУ при Главных Ростовских мастерских Северо-Кавказской железной дороги.
  • 1922 год — заместитель начальника Ростовского паровозовагоноремонтного завода (бывшие Главные Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги).

В результате проведённых Винокуровым М. В. в 1922—1923 годах организационно-технических мероприятий по специализации работы бригад, внедрения графиков ремонта, — простой паровозов снизился с 56 дней до 22 дней, а простой вагонов при постройке, восстановительном и капитальном ремонте понизился с 80 до 25 дней. В то же время, расход рабочей силы на восстановительный ремонт вагона уменьшился с 12000 чел•час до 7000 чел•часов.

Помимо работы на производстве, в период 1920—1934 годов Винокуров М. В. преподавал проектирование в Ростовском Политехникуме Путей Сообщения по курсу паровозов и тяговому хозяйству, а также, читал лекции по паровозам, вагонам и двигателям внутреннего сгорания.

  • 1926 год — избран членом Правления и проректором Донского политехнического института и старшим ассистентом по кафедре «Железнодорожного дела».
  • 1927 год — работал по совместительству главным инженером Ростовского отделения треста «Тепло и сила».
  • 1923—1928 годы — Винокуров М. В. был членом Горсовета в г. Ростове-на-Дону.
  • Сентябрь 1929 года — утверждён ГУС-ом Наркомпроса доцентом Донского Политехнического института по кафедре «Железнодорожное дело».
  • Август 1929 года — назначен заместителем директора и проректором по учебной части вновь открытого Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, а также заведовал кафедрой «Подвижной состав желелезных дорог». За отличную организацию учебного процесса в Ростовском институте он был премирован золотыми часами и «Почётной грамотой» ВЦСПС.
  • 1932 год — по распоряжению Наркома путей сообщения организовал филиал Центрального научно-исследовательского теплотехнического института, где был директором до 1 сентября 1934 года.
  • Сентябрь 1934 года — перешёл на работу в Днепропетровский Транспортный институт им. Л. М. Кагановича, где заведовал кафедрой «Вагоны», был заместителем директора по учебной части и заведующим научно-исследовательским сектором.
  • 1936 год — утверждён ВАК ВКВШ в учёной степени кандидата технических наук.
  • 1934—1939 годы — был членом Горсовета в г. Днепропетровске.
  • Март 1939 год — Винокуров М. В. утверждён ВАК ВКВШ профессором по кафедре вагонов и назначен членом начно-технического совета НКПС.
  • 1940 год — назначен директором Научно-исследовательского института паровозо-вагонного хозяйства и энергетики НКПС СССР.
  • 1942 год — после объединения всех отраслевых научно-исследовательских институтов в один — Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) — назначен начальником отделения «Паровозо-вагонного хозяйства и энергетики».
  • 1943 год — Винокурову М. В. присвоено звание генерал-директора тяги II ранга.
  • 1944—1955 годы — начальник отделения «Вагонного хозяйства» ВНИИЖТ.
  • 1945—1955 годы — член научно-технического совета НКПС (НТС НКПС).
  • 1945—1946 годы — назначен председателем междуведомственной комиссии по переделке вагонов метро на широкую колею.
  • 1946 год — утверждён ВАКом МВО СССР в учёной степени доктора технических наук.
  • 1946—1947 годы — назначен председателем Правительственной комиссии по приёмке вагонов Московского трамвая.
  • 1946—1955 годы — член Технического Совета Министерства Транспортного Машиностроения.
  • 1946—1955 годы — утверждён заведующим кафедрой «Вагонов и вагоно-литейного хозяйства» в МИИТе (Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта).
  • 1947—1955 годы — Винокуров М. В. назначен членом Учёного Совета Академии железнодорожного транспорта.
  • 1948—1955 годы — назначен членом методической комиссии ГУУЗа Министерства путей сообщения и ответственным редактором всех учебников, выпускаемых Трансжелдориздатом по вагонным специальностям.

Профессор М. В. Винокуров умер 25 апреля 1955. Похоронен на 25 участке Введенского кладбища в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться