Ретберг Элизабет

Ретберг Элизабет — Биография

Элизабе́т Ре́тберг (нем. Elisabeth Rethberg; 22.09.1894, Шварценберг, Германия — 06.06.1976, Йорктаун-Хайтс, Нью-Йорк, США) — немецкая оперная певица (сопрано) с международной известностью, чья исполнительская карьера пришлась на первую половину XX века, с эпохи Первой мировой войны до начала 40-х годов. Многие считали и продолжают считать Ретберг величайшим сопрано своего времени.

Одним из самых верных поклонников её вокального таланта был известный своим авторитарным подходом к работе итальянский дирижёр Артуро Тосканини, не устававший повторять, что Ретберг обладает самым красивым сопрано своего времени.

Ретберг идеально подходила на тонкие и сложные моцартовские партии, хотя, пожалуй, её величайшей ролью стала Аида в одноимённой опере Верди. Кроме того, вполне вероятно, что её исполнение более лиричных вагнеровских партий, таких, как Зиглинда («Валькирия»), Ева («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Эльза («Лоэнгрин») и Елизавета («Тангейзер»), было и остаётся непревзойдённым.

Хотя Элизабет Ретберг не открыла ничего нового в драматическом или вокальном смысле, она была в точности на своём месте, когда пела на немецком или итальянском языках. Она использовала свой чистый, потрясающе красивый и широкого диапазона лирический вокал с таким мастерством, что даже на старых записях её не удавалось скрыть ни громкому звучанию оркестра, ни партнёрам с голосами большей силы.

Элизабет Ретберг родилась 22 сентября 1894 года в Шварценберге как Элизабет Зеттлер (Elisabeth Sättler). Она училась в одной из консерваторий Дрездена у Отто Ватрина. Дебютировала на оперной сцене в 1915 году, в Дрездене, в партии Агаты в опере «Вольный стрелок». Ретберг продолжала петь в Дрезденской опере до 1922 года. В том же году состоялся её дебют в нью-йоркском театре «Метрополитен-Опера» с партией Аиды в одноимённой опере Джузеппе Верди.

Ретберг переехала в США и пела в «Метрополитен-Опера» на протяжении 20 сезонов, исполнив около 30 ролей на сцене и активно записываясь, часто вместе со знаменитыми коллегами-тенорами, среди которых были Беньямино Джильи, Джованни Мартинелли и Джакомо Лаури-Вольпи. Её основной соперницей в театре «Метрополитен-Опера» стала итальяно-американская певица-сопрано Роза Понсель (Rosa Ponselle), обладавшая голосом большей силы и более тёмного тембра.

В 1925 г. и в 1934-1939 гг. Ретберг также выступала в лондонском Королевском театре «Ковент-Гарден», часто выступала (с 1922 г.) на Зальцбургском фестивале в Австрии (Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта, Леонора в «Фиделио», Донна Анна и др.), в Милане и других крупных европейских театрах. Певица часто возвращалась в Дрезден, где в 1928 году она исполнила главную роль в мировой премьере оперы «Елена Египетская» Рихарда Штрауса.

В течение второй половины 30-х годов голос Элизабет Ретберг лишился части своего очарования, возможно, из-за частого исполнения «Аиды» и других сложных партий. Она ушла со сцены в 1942-м. Но даже на своих наименее впечатляющих записях (к примеру, на записи «Отелло» в 1942-м) она остаётся чрезвычайно опытной певицей с прекрасной школой, элегантно напоминая о том периоде её деятельности «Метрополитен-Опера», в 20-х и 30-х годах, когда её силы находились на пике своего расцвета.

В это великолепное время Ретберг отличалась от других сопрано необыкновенным сочетанием, казалось бы, нежного и женственного звучания с очень большой, даже огромной вокальной интенсивностью, к которым она добавляла весьма впечатляющий даже для искушённых слушателей контроль дыхания и внимание к тончайшим нюансам. Она сделала много прекрасных записей арий и пьес в сопровождении оркестра в Германии и США, начиная с 1921 года и до начала Второй мировой войны. Многие из них доступны на современных носителях.

Самые восхитительные, однако, свидетельства её таланта и мастерства, это, пожалуй, живые записи постановок в «Метрополитен-Опера»: полные записи опер Моцарта, Верди и Вагнера, хотя их довольно трудно найти в США, поскольку театр запретил продажу записей из-за проблем с отчислением гонораров. Эти записи включают в себя моцартовскую «Свадьбу Фигаро» и вердиевские оперы «Трубадур», «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра» и «Отелло».

Элизабет Ретберг вышла замуж за певца русского происхождения Джорджа (Георгия) Цехановского (George Cehanovsky, 1892-1986), тоже выступавшего в «Метрополитен-Опера». Элизабет Ретберг скончалась 6 июня 1976 года в Йорктаун-Хайтс, штат Нью-Йорк, США, в возрасте 81 года.