Пряженников Александр Павлович — Биография

Александр Павлович Пряженников (1922—1945) — участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Родился 26 сентября 1922 года в деревне Артенки ныне Глазовского района Удмуртской Республики в семье крестьянина. Русский. Был четвёртым из девятерых детей, его отец и три старших брата погибли на войне. В 1938 году окончил Поташевскую семилетнюю школу. Затем учился в Глазовском педагогическом техникуме, одновременно занимаясь авиационным спортом на планерной станции. Работал учителем.

В 1940 году Глазовским райвоенкоматом Удмуртской АССР был призван в армию и направлен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. После окончания курса обучения в этой школе прибыл в Ижевск в 34-й запасной авиационный полк для освоения штурмовика Ил-2.

В действующей армии — с февраля 1943 года. Боевое крещение принял на Калининском фронте. В июне 1943 года штурмовой авиаполк, в котором он служил, перебазировался на Воронежский фронт и участвовал в битве на Курской дуге. Выполняя боевые задания, Пряженников десятки раз подвергался сильному обстрелу зенитной артиллерии и атакам истребителей противника, но всегда отбивал вражеские атаки и приводил группу на свой аэродром. В качестве командира эскадрильи он 80 раз водил большие группы штурмовиков Ил-2 на уничтожение живой силы и техники врага.

Участвовал в сражениях под Белгородом и Харьковом, Киевом, в Корсунь-Шевченковской операции, в Львовско-Сандомирской операции, в освобождении Трансильвании и в штурме Будапешта. Член ВКП (б) с 1944 года.

Подвиги

6 августа над целью его самолет был подбит, было повреждено управление, однако Пряженников перетянул через линию фронта и приземлился на своей территории.

Во второй половине августа 1943 года он 20 раз вылетал на выполнение боевых заданий и уничтожил 19 автомашин с военными грузами и живой силой противника. 24 августа 1943 года Пряженников был над целью, когда был подбит самолет летчика Алфёрова. Зенитный снаряд сделал его небоеспособным. Пряженников пришел товарищу на помощь. Под его прикрытием Алфёров довел неисправную машину до своего аэродрома.

1 ноября 1943 года в составе шести самолетов Пряженников летал на уничтожение сосредоточения техники противника в районе населенного пункта Липовый Лог. При подходе к цели группу начала обстреливать зенитная артиллерия. Пряженников заметил, откуда бьют вражеские зенитки, и во время атаки отвернул от основной группы, наносящей удар по вражеским танкам. Он направил свой самолет прямо на огонь зенитной артиллерии, чем отвлек на себя зенитки противника, и точным пушечно-пулеметным огнем и реактивными снарядами подавил вражескую зенитную батарею.

20 декабря 1944 года в районе населенного пункта Надошани противник сосредоточил большое количество техники и живой силы, готовясь к контратаке. В условиях плохой погоды две группы по шесть самолетов Ил-2 вылетели на штурмовку. Пряженников получил приказ: «Независимо от сильного противодействия зенитной артиллерии противника уничтожить вражескую технику и как можно дольше держать врага под огневым воздействием». Группа, встав в круг, сделала пять заходов и в течение 18 минут уничтожала зенитные средства, технику и живую силу противника. Наши наземные войска, поддержанные штурмовиками, сразу же овладели вражеским рубежом. Всей группе командир дивизии за отличную работу объявил благодарность.

На следующий день в составе пары Ил-2 Пряженников вылетел для нанесения штурмового удара в районе населенного пункта Ясберень. Пара была атакована 12-ю «фокке-вульфами». Пряженников принял неравный бой. Было отбито пять атак. У воздушных стрелков кончились патроны. Самолет Пряженникова был подбит, лететь дальше было невозможно. Он сумел благополучно перетянуть линию фронта и совершить удачную посадку. Уже на земле немцы подожгли его самолет, но Пряженникову и его воздушному стрелку удалось выбраться из самолета и спастись. Они снова вернулись в строй.

После назначения Пряженникова командиром эскадрильи её пилотами было произведено 1100 боевых вылетов без единого случая потери ориентировки в воздухе и небоевых потерь.

Всего он совершил 180 боевых вылетов. Им было уничтожено и повреждено 123 автомашины, 27 танков, 6 артиллерийских и зенитных батарей, 40 повозок с грузом, 3 цистерны с горючим, взорвано 8 складов боеприпасов, в воздушном бою сбит один бомбардировщик «Ю-87».

19 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в районе Крженовице (Чехословакия) самолет, управляемый Пряженниковым, был сбит зенитной артиллерией.

Владелец страницы: нет