Куваев Олег Михайлович
Куваев Олег Михайлович

Куваев Олег Михайлович — Биография

Оле́г Миха́йлович Кува́ев (12 августа 1934 — 8 апреля 1975) — советский геолог, геофизик, писатель. Выпускник МГРИ.

С 1966 по 1975 год жил в Калининграде Московской области (теперь город Королёв) по адресу ул. Дзержинского, д. 20 (там теперь висит мемориальная доска).

Родился на железнодорожной станции Поназырево Костромской области. Вырос в Кировской области.

Отец Михаил Николаевич Куваев родился в 1891 году в деревне Медведица Одоевско - Спиринской волости Ветлужского уезда Костромской губернии. В годы Первой мировой войны служил телеграфистом. Работал экономистом службы движения станции Поназырево, был арестован 16 апреля 1938 года по обвинению в антисоветской деятельности, дело было прекращено 20 января 1939 года. Мать Куваева (в девичестве Ивакина), Павла Васильевна, была учительницей начальной школы. Осенью 1939 года семья переехала в Свечинский район, деревню Ивакины. В Ивакиных семья проживала чуть больше года, а поздней осенью 1941 года переехала в деревню Кузменки, где была открыта начальная школа и куда была переведена Павла Васильевна. Два первых года войны отец работал на одной из железнодорожных станций Котельничского района, а осенью 1944 года был переведён ближе к семье, на разъезд Юма Свечинского района, куда сразу же переехала вся семья.

Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет Московского геологоразведочного института им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году. За годы учебы в институте побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. В 1956 году во время экспедиции на Тянь-Шане был написан первый рассказ «За козерогами», напечатанный в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3). В 1957 году, будучи студентом-дипломником, Куваев попал на Чукотку, экспедиция работала в районах бухты Провидения, бухты Преображения, залива Креста. После защиты диплома В 1958 году Олег добился распределения на Чукотку и в течение 3 лет работал начальником партии геологического управления в посёлке Певек, на берегу Чаунской губы. В Певеке Куваев получил первый опыт литературной работы в литобъединении при местной газете «Полярная звезда». Альманах «На севере дальнем» опубликовал рассказы Олега «Зверобои» и «Гернеугин, не любящий шума». В 1960 году Олега перевели в Магадан в Северо-Восточное геологическое управление, на должность старшего инженера отряда геофизического контроля. Ещё через пять месяцев он стал старшим специалистом по гравиметрии геофизического отдела СВГУ. В октябре 1961 года О. Куваев осознал, что к руководящей должности в СВГУ, несмотря на успехи, «…не был приспособлен — затосковал и неожиданно для себя уехал в Москву», в отпуск с последующим увольнением. И всё же именно тогда к нему пришло чёткое понимание того, что "главное — это работа, вернее, степень её интересности. Все остальное — сопутствующие явления">. В это время в Магадане организовался Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, и Куваева пригласили туда. Он руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского моря. "Занятия литературой, - писал он позже об этом периоде своей жизни, - становились чем-то вроде второй профессии... потребность писать забирала все большую власть".

Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем. В автобиографии 1968 года об этом он написал так: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Куваев уезжает с Севера, поселяется в Подмосковье. В своих произведениях он пытается правдиво передать дух и образ жизни людей Севера конца 1940-х - начала 1960-х годов. Этот этап жизни писателя нашел отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988 году).

Публикация первых его произведений в начале 1960-х годов совпадает по времени с возрастанием интереса советской молодёжи к туризму, к романтике дальних путешествий. Геологическая экзотика куваевских текстов также привлекает внимание кинематографистов. На киностудии Беларусьфильм экранизируют первое из его произведений — рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969). По собственным словам Куваева, фильм принёс ему всесоюзную известность, хотя сам автор рассказа считал экранизацию откровенно слабой.

После ухода из геологии и отъезда с Северо-Востока Олег Куваев предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя и «горы из самородного серебра» (Серебряная гора) (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенков, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт Куваев описал в своих документально-географических произведениях (см. раздел «Документальная проза»).

Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера.

Куваев много работал над собственным стилем – это заметно, если сравнить ранние работы и более поздние. Возвращался к тому, что не давалось. При этом, изначально у него был талант редкий и сильный, развитию которого способствовало обилие материла и желание донести этот материал до других. При этом у него был редкий дар – описывая реальные события не скатится в бытописательство, а создать историю, творчески переосмыслить реальность, возродить ее в пространстве художественного текста так, чтобы она вместилась туда максимально полно и достоверно. Для этого нужно тонкое авторское чутье – и блестящее владение языком.

Владелец страницы: нет
Поделиться