Каульбах Вильгельм фон
Каульбах Вильгельм фон

Каульбах Вильгельм фон — Биография

Вильгельм фон Каульбах (нем. Wilhelm von Kaulbach; 15 октября 1805, Арользен — 7 апреля 1874, Мюнхен) — художник, один из наиболее значительных представителей немецкой исторической живописи.

В 1821 году Вильгельм фон Каульбах поступил в Дюссельдорфскую академию художеств и обучался у Петера фон Корнелиуса, позднее, в 1826 году переехал в Мюнхен и в течение некоторого времени обучался в Мюнхенской академии художеств. В 1835 году Каульбах предпринял поездку в Италию, где создал большое количество рисунков и эскизов по мотивам природы Италии. К первым самостоятельным работам Каульбаха в Мюнхене относятся плафон «Аполлон и музы» в Одеоне, несколько фресок в аркадах мюнхенского Хофгартена, 16 настенных картин (сцены из истории Амура и Психеи во дворце герцога Максимилиана, несколько таких же картин в королевском дворце и ряд изображений на темы из стихотворений Клопштока в «Кёнигсбау». В этих работах уже нашёл своё выражение талант художника как в рисунке, так и в композиции. Однако такие картины не соответствовали мечтам художника о создании произведений, отражающих драматические и патетические события, какими стали два поразительных по своей экспрессивности рисунка к «Преступнику из-за потерянной чести» и «Дому умалишённых» Шиллера. В 1834-37 годах Каульбах создал своё бесспорно лучшее произведение: величественную «Битву гуннов». За этим произведением следовала не менее значительная картина Каульбаха «Разрушение Иерусалима» (1839-45). Упомянутые работы обеспечили художнику имя и известность по всей Германии, благодаря чему прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил ему роспись стен парадной лестницы берлинского Нового музея. Каульбах вместе с учениками написал восковыми красками шесть картин символическо-исторического содержания («Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов», длинный фриз «Игры гениев», «Изида», «Венера», «Сага», «Живопись», «Скульптура», «Моисей», «Солон» и пр.), которые как нельзя лучше говорят о сильных и слабых свойствах художника: о его редкой изобретательности, глубокомыслии, строгости его рисунка, умении умно и ясно характеризовать и группировать фигуры, но вместе с тем и о холодности его фантазии, о преимущественно рефлективном отношении к своим задачам, чем о живом, непосредственном вдохновении. При всём том картины на лестнице Нового музея считаются самым крупным памятником монументальной живописи XIX в. Наиболее удачная из этих картин — расположенный над всеми остальными картинами фриз, в котором различные моменты всемирной истории аллегорически представлены в образах малюток-гениев, играющих среди арабесок.

Юмор Каульбаха, проявившийся в этих фигурах, ещё отчётливее обнаруживается в его иллюстрациях к «Рейнеке-Лису» Гёте, опубликованного вскоре после написания берлинских картин. Более удачными считаются фрески на внешних стенах Новой пинакотеки в Мюнхене, порученных ему по окончании «Разрушения Иерусалима». В этих фресках Каульбах попытался сатирически отобразить историю современного ему немецкого искусства и художественные затеи короля Людвига I. Помимо указанных произведений художника достойны упоминания ещё несколько портретов, иллюстрации к Гете (типы его женщин) и к драмам Шекспира и Шиллера, настенная картина в нюрнбергском Немецком национальном музее, на которой изображён император Оттон III у могильного склепа Карла Великого, «Битва при Саламине» в мюнхенском Максимилианиуме, «Убийство Цезаря» (рисунок углём), «Нерон», «Пляска смерти» (четыре рисунка) и незаконченный картон «Страшного суда».

Каульбах умер во время великой эпидемии холеры в Мюнхене в 1874 году.

Художником стал сын Вильгельма фон Каульбаха — Герман фон Каульбах, а также его племянник — Фридрих Каульбах.

  • Битва гуннов. Ок. 1850. Новая пинакотека. Мюнхен

  • Разрушение Иерусалима Титом

  • Иллюстрация к изданию «Рейнеке-Лис»

Владелец страницы: нет
Поделиться