Джильда Далла Рицца

Джильда Далла Рицца — Биография

Джильда Далла Рицца (итал. Gilda Dalla Rizza; 12 октября 1892, Верона — 05 июля 1975, Милан) — итальянская оперная певица (сопрано).

Ученица А.Риччи. Дебютировала в 1912 г. в Болонье в партии Шарлотты («Вертер» Массне).

Уроженка Вероны, эта скромная и безвестная певица приехала в Рим и попала в руки Эммы Карелли. Та приняла её в свой театр и свою студию, заботливо растила и пестовала, прошла с ней партии Ирис и Мадам Баттерфляй и впоследствии устроила ей несколько ангажементов в театр Верди в Буссето, во флорентийский театр «Коммунале», в аргентинский театр «Мунисипал», а также в театры Монтевидео и Буэнос-Айреса.

Голос Джильды Далла Рицца окреп, и ему оказалась по плечу коварная тесситура «Сестры Анджелики» и «Девушки с Запада» Пуччини, «Изабо» и «Маленького Марата» Масканьи. Вокал певицы характерен гортанными и носовыми призвуками; технически он не был совершенен, но полностью отвечал художественным целям самой артистки, которая пользовалась своим голосом скорее для того, чтобы выразить то или иное чувство, нежели для эффектов чисто музыкальных.

В 1915-1934 гг. пела в миланском театре «Ла Скала» (Италия), часто в спектаклях п/у Артуро Тосканини. Тосканини, во время семилетия, проведённого в «Ла Скала», выбрал её для партии Виолетты Валери. Все всполошились, ожидая скандала, но кудесник из Пармы лишь усмехался и бестрепетной рукой спустил на воды театрального моря, укрощённые его непререкаемым авторитетом, свой оперный корабль. Экипажем его стало трио Далла Рицца — Пертиле — Монтесанто. Под руководством волшебной палочки Тосканини певица из Вероны совершила чудеса. В голосе её доминировало чувство; оркестр удивительным образом этот голос поддерживал, как бы окружая его воздушным звуковым ореолом.

Гастролировала в Великобритании («Ковент-Гарден», в 1920 г.), Франции, Аргентине (до 1930 несколько лет была солисткой театра «Колон» в Буэнос-Айресе).

Мастерство певицы высоко ценил Джакомо Пуччини. В расчёте на её вокальные данные он написал партии Магды в опере «Ласточка» (1917 г., Монте-Карло), Лиу в опере «Турандот» (1926 г., Милан).

В обширном репертуаре Далла Рицца выделялась партия Виолетты. Высоким художественным достижением певицы была роль Маршальши («Кавалер розы» Р.Штрауса). Значительным достижением в творчестве певицы являются также партии Лауретты в «Джанни Скикки», Минни в «Девушке с Запада» (обе Пуччини), и др. Также стоит отметить участие Далла Рицца в премьере оперы «Джульетта и Ромео» Дзандонаи (1922).

В последний раз выступила на сцене в 1942 г. в Виченце (в партии Анджелики в опере «Сестра Анджелика» Пуччини).

Подобно своей наставнице, Джильда Далла Рицца оставила театр, чтобы посвятить себя воспитанию молодых голосов в венецианской консерватории Бенедетто Марчелло, а также занималась оперной режиссурой. В этой трудной миссии ей помогала не только редкая исполнительская одарённость, но и совершенное знание тонкостей вокальной техники и всех сопряжённых с нею проблем. Деятельность её заслуживает всяческого уважения и восхищения.

Среди студийных записей певицы выделяется первая запись «русской» оперы Умберто Джордано «Федора» (Милан, 1931).

Скончалась Джильда Далла Рицца 5 июля 1975 года в Милане в возрасте 83 лет.