Черменская Клавдия Григорьевна
Черменская Клавдия Григорьевна

Черменская Клавдия Григорьевна — Биография

Клавдия Григорьевна Черменская (20.05.1920 — 28.09.1997) — прима-балерина и балетный педагог-репетитор Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета им. Луначарского. Заслуженная артистка РСФСР (1.07.1954). Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.12.1979).

Клавдия Григорьевна Черменская родилась 20 мая 1920 года в посёлке Аркадак Балашовского уезда Саратовской губернии.

В 1938 году окончила Театральное училище им. Слонова в городе Саратове, а в 1944 году —Московское хореографическое училище (класс М.А.Кожуховой).

В 1946 г. получила 1-ую премию Всероссийского смотра молодых артистов балета в Москве.

В 1938 — 1940 гг. — солистка балетной труппы Саратовского театра оперы и балета им. Чернышевского. В 1944 — 1965 гг. — прима-балерина Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра оперы и балета им. Луначарского, а с 1965 г. вплоть до своей смерти — балетный педагог-репетитор в этом театре.

Заслуженная артистка РСФСР (1.07.1954). Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.12.1979).

Исполняла партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского), Аврора («Спящая красавица» П.И.Чайковского), Жизель («Жизель» А.Адана), Медора («Корсар» А.Адана), Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса), Эсмеральда («Эсмеральда» Ц.Пуни и Р.Дриго), Лауренсия («Лауренсия» А.Крейна), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), Вакханка (хореографическая картина «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш.Гуно), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С.Прокофьева), Тао Хоа («Красный мак» («Красный цветок») Р.Глиэра).

Первая исполнительница партий: Наташа («Берег счастья», 1952 г., балетмейстер М.М.Газиев), Дуняша («Левша», 1954 г., балетмейстер Я.В.Романовский), Актриса («Голубой Дунай», 1958 г., балетмейстер Г.И.Язвинский).

Клавдия Григорьевна Черменская ушла из жизни 28 сентября 1997 года в городе Екатеринбурге.

________________________________________________________________________________________

ЭПОХА БАЛЕРИНЫ ЧЕРМЕНСКОЙ

Имя примы-балерины и балетного педагога-репетитора Клавдии Черменской осталось в благодарной памяти свердловских-екатеринбургских театралов, её коллег и учеников. 20 мая 2015 года исполнилось 95 лет со дня рождения балерины, блиставшей на нашей сцене в партиях Одетты-Одиллии, Авроры, Жизели, Лауренсии, Эсмеральды, Китри… Здесь она стала заслуженной артисткой РСФСР, была удостоена звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Полвека жизни Клавдии Григорьевны Черменской (1920—1997 гг.) связаны со свердловским-екатеринбургским Театром оперы и балета, о чём она, по её собственному признанию, ни разу не пожалела. Целая незабываемая эпоха.

Клавдия Черменская танцевала ведущие партии в классических постановках, в балетах современных авторов с 1944 по 1964 год включительно. Она начала работать в оперном театре Свердловска в предпоследнем военном году. Ещё очень тяжёлом, ещё голодном. Трудно было всем, трудно было и юной балерине, тратившей физические силы и душу, не подсчитывая «убытки» — на пределе. А до переезда в уральскую столицу был Саратов. Здесь в 1938 году Клавдия Черменская окончила театральное училище, и здесь был первый успех. Как доказано потом всей судьбой на сцене, успех неслучайный. На талантливую выпускницу обратил внимание приехавший тогда в Саратов выдающийся балетный дирижёр Большого театра Юрий Фёдорович Файер и помог ей осуществить мечту — продолжить профессиональную учёбу, теперь уже непосредственно по её театральному призванию в Московском хореографическом училище при ГАБТ. И снова везение, оправданное талантом: Клавдия Черменская поступила в класс знаменитой Елизаветы Павловны Гердт, где её соученицами были Майя Плисецкая и Раиса Стручкова, а выпускалась Клавдия Черменская в классе известного педагога Марии Алексеевны Кожуховой.

Дебют в Свердловском оперном театре состоялся 14 октября 1944 года в «Лебедином озере» Чайковского — и сразу в главной партии Одетты-Одиллии. Театралы были в восторге, и критики в прессе этот восторг разделили. Так, после премьеры «Уральский рабочий» написал о молодой солистке балета: «…С мастерством и очарованием истинной балерины она сумела передать разные состояния своих героинь — звонкость и чистоту первой любви, трагедию несостоявшегося счастья… Хрупкая чистота её пластики, подкупающая женственность… певучесть танцев, движений в образе Королевы лебедей сделали Черменскую любимицей публики». Одетта-Черменская сумела покорить и Москву: на первом Всесоюзном смотре артистов балета она получила звание лауреата.

С той поры Клавдия Черменская «своим ключом» открыла, прочувствовала десятки разных по характеру образов и блистательно их воплотила на сцене. А когда карьера балерины подошла к концу, 16 января 1965 года состоялся бенефис. В тот вечер балерина, украшавшая более двадцати лет свердловскую балетную труппу, танцевала на сцене родного театра в последний раз. Это стало настоящим праздником творчества. А в зале гремели овации, публика стоя приветствовала свою любимицу…

Но попрощавшись со сценой и зрителями, Черменская не рассталась с балетом. За 30 лет деятельности педагога-репетитора Клавдия Григорьевна стала наставником целой плеяды звёздных артистов нашего балета: Нины Меновщиковой, Елены Гускиной, Елены Степаненко, Анатолия Григорьева, Лилии Воробьёвой, Натальи Гордиенко, Веры Абашевой, Юрия Веденеева и многих других. Пятьдесят лет самоотверженного служения театру — это поистине золотая эпоха балерины Клавдии Черменской.

Воспоминания коллег

За многие годы работы в театре педагогом-репетитором Клавдия Григорьевна Черменская воспитала не одно поколение выдающихся артистов. Екатерина Ружьёва приводит воспоминания только нескольких её учеников.

Лилия Воробьёва, народная артистка России, педагог-репетитор:

— Всех своих учениц Клавдия Григорьевна обожала и своим знакомым, подругам всегда рассказывала, какие у неё сейчас есть талантливые девочки, и как они хорошо танцуют. Она была очень добрым человеком, на уроках сильно никогда не ругала. Много общалась с солистами оперы, и ученикам своим это советовала, понимая, что артисты могут взять много полезного друг у друга. Клавдии Григорьевны давно нет с нами, но я до сих пор ощущаю её присутствие в театре.

Алексей Курдин, руководитель миманса, в прошлом солист балета:

— У Клавдии Григорьевны была такая светлая аура! На репетиции, бывало, когда уже совсем устанешь, говорила: «Ну как, по силам пройти вторую, прыжковую, часть?» И чувствовалось, что она хочет добиться другого, лучшего результата, и приходилось решаться, превозмогать себя: «Да, Клавдия Григорьевна, смогу проскакать!» Никогда не давила, и всегда ей удавалось достичь взаимопонимания с учениками.

Владимир Кусакин, инспектор балета, в прошлом ведущий солист:

— Даже в почтенном возрасте Клавдия Григорьевна всё пробовала на себе: когда что-то в дуэте не удавалось, вставала на место партнёрши, чтобы определить, кто из нас ошибается. Сама бегала на поддержки: «Лови меня!» Поднимаешь высоко, она кричит: «Что ты делаешь, опусти меня, у меня же давление!» Но этим она жила. Вечером, после репетиции, случалось провожать её до остановки. На пустой площади перед театром она могла запросто начать что-нибудь показывать, танцевать, и в эти минуты, наверное, вновь чувствовала себя на сцене.

Юлия Кокорина, 21 мая 2015 г., газета «Вечерний Екатеринбург».