Джордано Умберто
Джордано Умберто
28.08.1867 — 12.11.1948

Джордано Умберто — Биография

Умбе́рто Мено́тти Мари́я Джорда́но (итал. Umberto Menotti Maria Giordano; 28 августа 1867, Фоджа ― 12 ноября 1948, Милан) ― итальянский оперный композитор, один из заметных представителей веризма.

Джордано, как и многие его современники, остался в истории автором одной оперы, хотя написал более десяти. Гений Пуччини затмил его скромный талант. Наследие Джордано включает разные жанры. Среди его опер есть оперы веристские, насыщенные натуралистическими страстями, подобно «Сельской чести» Масканьи и «Паяцам» Леонкавалло. Есть и лирико-драматические, подобные операм Пуччини — с более глубокими и тонкими чувствами, нередко на исторические сюжеты, обработанные французскими авторами. В конце жизни Джордано обратился и к комическим жанрам.

Умберто Джордано родился 28 (по другим сведениям 27) августа 1867 года в небольшом городке Фоджии провинции Апулия. Он готовился стать врачом, но в четырнадцать лет отец послал его в Неаполитанскую консерваторию Сан-Пьетро Майелла, где преподавал лучший педагог того времени Паоло Серрао. Помимо композиции Джордано обучался игре на фортепиано, органе и скрипке. Во время учебы он сочинил симфонию, увертюру и одноактную оперу «Марина», которую послал на конкурс, объявленный в 1888 году римским издателем Эдоардо Сонцоньо. Первую премию завоевала «Сельская честь» Масканьи, постановка которой открыла новый — веристский — период в итальянском музыкальном театре. «Марине» не присудили никакой награды, она никогда не была поставлена, но Джордано, самый молодой из участников конкурса, обратил на себя внимание членов жюри, которые уверили Сонцоньо, что двадцатиоднолетний автор далеко пойдет. Издатель стал прислушиваться к благоприятным отзывам о Джордано, когда соперничающее с Сонцоньо издательство Рикорди опубликовало его фортепианную «Идиллию», а в Неаполитанской консерватории прозвучал струнный квартет, благожелательно принятый прессой. Сонцоньо пригласил заканчивавшего в этом году консерваторию Джордано в Рим, тот сыграл ему «Марину», и издатель заключил контракт на новую оперу. Он сам выбрал либретто по пьесе «Обет» известного современного неаполитанского писателя ди Джакомо, рисующей сцены из жизни неаполитанского дна. Образцом для оперы, названной «Пропащая жизнь», послужила «Сельская честь», а постановка состоялась в Риме в 1892 году, в один день с «Паяцами». Затем «Пропащая жизнь» увидела свет рампы за пределами Италии, в Вене, где имела огромный успех, а пять лет спустя появилась ее вторая редакция под названием «Обет».

Закончив консерваторию с первой премией, Джордано стал ее педагогом и в 1893 году поставил в Неаполе третью оперу, «Реджина Диас». Она оказалась резко отличной от предшествующей, хотя либреттистами выступили соавторы «Сельской чести». Они переработали старое либретто на исторический сюжет, по которому полвека назад написал романтическую оперу «Мария ди Роган» Доницетти. «Реджина Диас» не получила одобрения Сонцоньо: он объявил автора бесталанным и лишил его материальной поддержки. Композитор даже решил переменить профессию — стать военным капельмейстером или учителем фехтования (он хорошо владел шпагой).

Все изменилось, когда друг Джордано, композитор А. Франкетти, уступил ему либретто «Андре Шенье», вдохновившее Джордано на создание своей лучшей оперы, поставленной в миланском театре Ла Скала в 1896 году. Два с половиной года спустя в Неаполе состоялась премьера «Федоры». Успех ее позволил Джордано построить недалеко от Бавено дом, названный «Виллой Федора», где были написаны его следующие оперы. Среди них еще одна на русский сюжет — «Сибирь» (1903). В ней композитор вновь обратился к веризму, нарисовав драму любви и ревности с кровавой развязкой на сибирской каторге. Ту же линию продолжил «Месяц Мариано» (1910), вновь по пьесе ди Джакомо. Еще один поворот произошел в середине 1910-х годов: Джордано обратился к комическому жанру и на протяжении десятилетия (1915—1924) написал «Мадам Сан-Жен», «Юпитер в Помпее» (в сотрудничестве с А. Франкетти) и «Ужин шуток». Последняя его опера — «Король» (1929). В том же году Джордано стал членом Академии Италии. На протяжении последующих двух десятилетий он не написал больше ничего.

Умер Джордано 12 ноября 1948 года в Милане в возрасте 81 года.

Сочинения:

* оперы (12), в т. ч. «Реджина Диас» (1894, театр «Меркаданте», Неаполь), «Андре Шенье» (1896, театр «Ла Скала», Милан), «Федора» (по драме В. Сарду, 1898, театр «Лирико», Милан), «Сибирь» (Siberia, 1903, театр «Ла Скала», там же), «Марчелла» (1907, театр «Лирико», там же), «Мадам Сан-Жен» (по комедии Сарду, 1915, театр «Метрополитен-опера», Нью-Йорк), «Юпитер в Помпее» (совм. с А. Франкетти, 1921, Рим), «Ужин шуток» (La cena della beffe, по драме С. Бенелли, 1924, театр «Ла Скала», Милан), «Король» (Il Re, 1929, там же);

* балет — «Волшебная звезда» (L’Astro magiсо, 1928, не поставлена);

* для оркестра — «Пьедигротта», «Гимн десятилетию» (Inno al Decennale, 1933), «Радость» (Delizia, не издана);

* фортепианные пьесы; романсы; музыка к спектаклям драматического театра и др.