Шампань Филипп

Шампань Филипп — Биография

NB! Вверху даты жизни и смерти стоят чисто условные, т.к. в оформлении карточки персоны почему-то нет необходимых веков для проставления правильных дат. Правильные даты жизни и смерти см. здесь, в статье.

______________________________________________________________________________________

Фили́пп де Шампа́нь (де Шампе́нь) (фр. Philippe de Champaigne) (26 мая 1602, Брюссель — 12 августа 1674, Париж) — французский художник эпохи барокко, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры.

Родился в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. В 1621 году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца под началом Николя Дюшене, на дочери которого он позже женится.

После смерти покровительствовавшего ему тестя Шампань начал работать для королевы-матери Марии Медичи, а также для кардинала Ришельё, для которого он украсил дворец, церковь и другие здания.

В 1648 году стал членом королевской академии живописи и одним из её основателей. Наряду с Симоном Вуэ являлся наиболее почитаемым художником эпохи. С 1654 конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.

К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью, среди его учеников был Жан Морен.

Шампань оставил достаточно большое количество полотен, по большей части на религиозные сюжеты, но из его наследия наибольший интерес для следующих поколений представляют портреты, самыми знаменитыми из которых оказались изображения Ришельё. Также он писал портреты Мазарини, Людовика XIII, Кольбера, виконта Тюренна, Карла II Английского, а также Блеза Паскаля, поэта Венсана Вуатюра, архитекторов Жака Лемерсье и Франсуа Мансара, и других значимых лиц той эпохи. В ранний период творчества находился под влиянием Рубенса, но со временем его манера приобретает большую сухость и строгость. Его портретная живопись в настоящий момент ценится больше религиозной, которая ничем не выделяется на фоне обычных барочных полотен того времени.

С 1640 года Шампань подпадает под влияние янсенизма. После того, как его парализованная дочь чудесным образом была излечена в монастыре Пор-Рояль, в стенах которого она обитала, Шампань написал нетипичную для него работу — вотивную картину «Ex-Voto de 1662», в настоящий момент находящуюся в Лувре, где он изобразил свою дочь и мать-настоятельницу.

Скончался художник в Париже в возрасте 72 лет.