Гюрджян Акоп Маркарович
Гюрджян Акоп Маркарович

Гюрджян Акоп Маркарович — Биография

Ако́п Марка́рович Гюрджя́н (5 (17) декабря 1881, Шуша — 28 марта 1948, Париж) — армянский скульптор.

Детство, начало творческого пути

Акоп Гюрджян родился в Шуше в небогатой армянской семье, был шестым из восьми детей. После смерти родителей воспитывался старшим братом Грикором. Учился в местном реальном училище, преподавателем армянского языка, в котором работал известный армянский этнограф и археолог Ерванд Лалаян. В детстве Акоп начал лепить из глины и высекать из камня фигурки животных, зачастую в ущерб учёбе, чем вызывал недовольство близких.

В 1899 году Грикор устроил Акопа в частное училище Фидлера в Москве, в котором он учился до 1904 года. В Москве Гюрджян познакомился со скульптором Паоло Трубецким, позволившим ему работать в своей мастерской и помогавшим начинающему скульптору советами. В 1900 году земляк Гюрджяна Степан Агаджанян заметил его способности и посоветовал продолжить обучение в Париже.

После окончания училища Акоп переехал в Баку, где работал чертёжником, затем два года отбывал воинскую повинность в инженерном батальоне.

Учёба и работа во Франции

В 1906 году Акоп Гюрджян женился на шушинке Айкануш Галумян и по настоянию её семьи поступил на медицинский факультет в Монпелье. К новой профессии он не проявил особого интереса и летом 1907 году переехал в Париж. Осенью Гюрджян поступил в академию Жюлиана. Здесь его преподавателями были Поль Ландовски, Рауль Шарль Верне и Анри Леон Гребер. За годы обучения Гюрджян был неоднократно премирован. Особое влияние на скульптора оказало творчество Огюста Родена, мастерскую которого он посещал.

Возвращение в Россию

Осенью 1914 года после начала Первой мировой войны Акоп Гюрджян вернулся в Россию, где жил в течение последующих шести лет. Большую часть этого времени он провёл в Москве. В России он посещал Горького в Мустамяках и создал второй его портрет.

В 1915 году Гюрджян принял участие в выставке «Мир Искусства», однако его работы не вызвали одобрения критики. В конце 1916 года он отправился в Тифлис, где провёл несколько месяцев.

Октябрьская революция застала Акопа Гюрджяна в Москве. В течение четырёх лет скульптор работал в тяжёлых условиях гражданской войны в России, под эгидой объявленной в стране политики «монументальной пропаганды».

Приезд во Францию

В начале 1921 года Гюрджян добился разрешения на выезд во Францию. Причиной (по крайней мере, официальной), стало опасение за судьбу оставленных за границей работ. Приехав в Париж, Гюрджян обнаружил действительно плачевное состояние своих работ: помещение мастерской было занято, а работы свалены в кучу, многие из них оказались в плохом состоянии или вовсе разбиты. Первое время, скульптор поселился в Туре, затем вернулся в Париж, где занимался активной творческой деятельностью, зарабатывая преподаванием.

В конце сентября 1923 года по приглашению некой богатой американки Гюрджян отправился в Нью-Йорк для преподавания скульптуры. В США он испытывал трудности материального характера, вызванные, прежде всего, отсутствием заказов. Несмотря на это в марте-апреле 1924 года скульптору удалось устроить персональную выставку в Kingor Galery. Выставка прошла удачно, и оставшись ещё на несколько месяцев в США, Гюрджян продал несколько своих работ и получил заказ на создание барельефа.

Работы Гюрджяна становились всё более популярными, и в марте 1926 года он получил возможность организовать персональную выставку в одном из известных выставочных центрах Парижа — «Hotel Jean Charpentier», на которой представил около ста своих работ. Выставка имела успех, нашла широкий отклик в печати и позволила Гюрджяну поправить своё материальное положение. В 1925—1930 годах скульптор принимал участие в выставках французского, русского и армянского искусства в различных городах Франции, Бельгии и Японии.

Франция (1927—1948)

Последующий период жизни и творчества Акопа Гюрджяна был наиболее продуктивным. Именно в это время он создал многие свои лучшие произведения. Продолжала расти его популярность, он активно участвовал в выставках как во Франции, так и за рубежом. Работы Гюрджяна приобретались богатыми коллекционерами и некоторыми музеями.

На фоне успешной деятельности скульптора были и неудачи. Так, был отвергнут проект памятника воинам-армянам Первой мировой войны. После смерти Андраника Комитет по постановке памятника посчитал проект Гюрджяна слишком дорогим и отказал в его установке. Заказанный к 1937 году русской общиной Парижа памятник Александру Пушкину так и не был установлен.

С 1935 года у Гюрджяна развивалась стенокардия, которая впоследствии стала причиной его смерти. Болезнь прогрессировала, мешая художественной деятельности. В послевоенные годы из-за болезни Гюрджян почти не мог заниматься скульптурой, и большей частью рисовал. Последней работой Гюрджяна стала выполненная незадолго до смерти «Голова негра», на которой остались швы от кусковой формы.

Владелец страницы: нет