Чикколини Альдо

Чикколини Альдо — Биография

А́льдо Чикколи́ни (итал. Aldo Ciccolini ; 15.08.1925, Неаполь, Италия — 01.02.2015, Аньер-сюр-Сен, Франция) — итало-французский пианист.

Чикколини широко известен как интерпретатор фортепианных произведений Ференца Листа, чьи ученики были его учителями в Италии. Им записаны все фортепьянные сонаты Моцарта и Бетховена, весь корпус сольных фортепианных пьес Яначека и многое другое, в общей сложности более 100 записей. Наибольшее внимание Чикколини всегда проявлял к французской музыке начиная со второй половины XIX века (запись полного корпуса сочинений Жюля Массне для одного и для двух фортепиано, «Карнавала животных» Сен-Санса и др.) и далее, включая не только композиторов первого ряда (Равель, Дебюсси, Сати), но и авторов, оказавшихся в их тени (Шарль Валантен Алькан, Эммануэль Шабрие, Алексис де Кастильон и др.).

Это было в Париже летом 1949 года. Публика бурными овациями встретила решение жюри Третьего международного конкурса имени Маргерит Лонг о присуждении «Гран при» (вместе с Ю. Буковым) красивому, стройному итальянцу, в последний момент записавшемуся для участия в соревновании. Его вдохновенная, лёгкая, необычайно жизнерадостная игра покорила слушателей, а особенно — сверкающее исполнение Первого концерта Чайковского.

Конкурс разделил жизнь Альдо Чикколини на две части. Позади — годы учёбы, начавшейся, как часто бывает, в раннем детстве. Девятилетним мальчиком, в порядке исключения, его приняли в Неаполитанскую консерваторию, в класс фортепиано Паоло Денца; параллельно он изучал сочинение и даже получил премию за один из своих композиторских опытов. В 1940 году он уже окончил Неаполитанскую консерваторию, а первый сольный концерт Чикколини состоялся в 1942 году в зале знаменитого театра «Сан-Карло», и вскоре его узнали во многих городах Италии. Академия «Санта-Чечилия» присудила ему свою ежегодную премию.

А потом — Париж. Французская столица покорила сердце артиста. «Я не мог бы жить нигде в мире, кроме Парижа. Этот город меня вдохновляет», — скажет он позже. Он поселяется в Париже, неизменно возвращаясь сюда после своих гастрольных турне. С 1969 г. Чикколини живёт преимущественно во Франции, а в 1971 г. получает французское гражданство. В 1970—1983 годах он является профессором Парижской консерватории.

На любовь, которую по-прежнему питает к нему французская публика, Чикколини отвечает страстной преданностью французской музыке. Немногие сделали в двадцатом столетии столько для пропаганды фортепианных сочинений, созданных композиторами Франции. После безвременной кончины Самсона Франсуа он по праву считается крупнейшим пианистом Франции, лучшим интерпретатором импрессионистов. Чикколини не ограничивается включением в свои программы практически всех произведений Дебюсси и Равеля. В его исполнении звучали и записаны на пластинки все пять концертов Сен-Санса и его «Карнавал животных» (с. А. Вайсенбергом); он посвящает целые альбомы записей сочинениям Шабрие, де Северака, Сати, Дюка, даёт новую жизнь даже фортепианной музыке оперных композиторов — Бизе («Сюита» и «Испанские отрывки») и Массне (Концерт и «Характеристические пьесы»). Пианист играет их истово, с увлечением, видит в их пропаганде свой долг. А ещё среди любимых авторов Чикколини — его соотечественник Д. Скарлатти, Шопен, Рахманинов, Лист, Мусоргский, наконец Шуберт, чей портрет — единственный — у него на рояле. Пианист отметил 150-летие со дня смерти своего кумира шубертовскими клавирабендами.

Своё творческое кредо Чикколини однажды определил так: «Музыка — это поиск истины, заключённой в музыкальной оболочке, поиск средствами техники, формы и архитектоники». В этой несколько туманной формулировке артиста, увлекающегося философией, существенно одно слово — поиск. Для него поиск — это каждый концерт, каждый урок со студентами, это подвижнический труд перед публикой и во всё то время, которое остаётся для занятий от марафонских гастрольных поездок — в среднем по 20 концертов за месяц. И не удивительно, что творческая палитра мастера находится в развитии.

В 1963 году, когда Чикколини посетил Советский Союз, он уже был достаточно зрелым, сформировавшимся музыкантом. «Пианист этот — лирик, проникновенный и мечтательный, располагающий богатой звуковой палитрой. Его глубокий, насыщенный тон отличается своеобразно-матовым колоритом», — писала тогда «Советская культура», отмечая его спокойно-весенние краски в Сонате Шуберта (соч. 120), яркую и жизнерадостную виртуозность в пьесах де Фальи, тонкий поэтичный колорит в трактовке Дебюсси. С тех пор искусство Чикколини стало глубже, драматичнее, но сохраняет свои основные черты. В чисто пианистическом плане артист достиг своего рода совершенства. Поражают лёгкость, прозрачность звука, владение ресурсами фортепиано, гибкость мелодической линии. Игра пронизана эмоцией, силой переживания, переходящей подчас, однако, в чувствительность. Но Чикколини продолжает искать, стремится не повторять себя. В его парижском кабинете рояль звучит почти каждый день до пяти часов утра. И не случайно молодёжь так стремится на его концерты, а будущие пианисты — в его парижский класс. Они знают, что этот красивый, элегантный человек с лицом усталого киногероя творит настоящее искусство и учит этому других.

В 1999 г. в ознаменование 50-летия своей карьеры во Франции Чикколини выступил с сольным концертом в Театре на Елисейских полях. В 2002 г. он был удостоен премии «Золотой диапазон» за записи произведений Леоша Яначека и Роберта Шумана. Он также сделал более сотни записей для EMI-Pathe Marconi и других звукозаписывающих компаний.

Альдо Чикколини скончался в возрасте 89 лет 1 февраля 2015 года во Франции в пригороде Парижа — городе Аньер-сюр-Сен.