Маркова Римма Васильевна
Маркова Римма Васильевна

Маркова Римма Васильевна — Биография

Ри́мма Васи́льевна Ма́ркова (03.03.1925, пос. Чурино — 15.01.2015, Москва) — советская российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (28.09.1984). Народная артистка России (01.12.1994).

Жизненное кредо: «Жить без пошлости, без предательства, без подлости».

Родилась 3 марта 1925 года в посёлке Чурино Самарской губернии в семье актёра Василия Маркова. В 1931—1934 годах исполняла детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, в котором служил её отец.

В 1945—1947 годах училась в студии при Вологодском драматическом театре, куда поступила вместе со своим младшим братом Леонидом Марковым (Л.В.Марков (13.12.1927—02.03.1991) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР)).

В дальнейшем окончила Драматическую студию при Театре имени Ленинского комсомола в Москве. В 1951—1962 годах служила в Театре им. Ленинского комсомола («ЛЕНКОМ») в Москве. В 1971—1992 годах — актриса Московского театра-студии киноактёра. С 1992 года — на пенсии, работала по договорам.

В кино дебютировала в 1964 году в фильме «Живые и мёртвые», а затем сыграла ещё более 60 ролей в фильмах, среди которых «Бабье царство» (1967), «Вечный зов» (1973—1983), «Родня» (1981), «Покровские ворота» (1982), «Берегите мужчин» (1982), «Обрыв» (1983), «Каждый охотник желает знать...» (1985), «Гардемарины, вперёд!» (1987), «Ночной дозор» (2004), «Дневной дозор» (2006), «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» (2010) и многие другие (фильмография актрисы насчитывает 84 фильма).

В 1995—1996 годах Римма Маркова снялась в паре со своей лучшей подругой — актрисой Нонной Мордюковой — в нескольких социальных телевизионных роликах под общим названием «Русский проект» на ОРТ.

Римма Маркова является лауреатом многих конкурсов и кинофестивалей, в том числе: специального диплома XVI Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (Испания) «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы» (1968, фильм «Бабье царство»); лауреат диплома и премии IV ВКФ в Минске за лучшее исполнение женской роли (1970, фильм «Бабье царство»); приза «Живая легенда российского кино» Фестиваля российского кино «Виват, кино России-2001».

Римма Маркова — кавалер орденов «Знак Почёта» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1994 году ей было присвоено звание народной артистки России. Римма Васильевна известна и как активный общественный деятель: в 2011 году она участвовала в предвыборной кампании партии «Справедливая Россия» перед выборами в Государственную Думу РФ.

Дважды была замужем. От первого брака с музыкантом Владимиром Никитиным — дочь Татьяна (род. 1961), врач-косметолог, внук — Фёдор (род. 1995).

После тяжёлой и продолжительной болезни скончалась 15 января 2015 года на 90-м году жизни в реанимации Боткинской больницы в Москве. Прощание с актрисой состялось 17 января на Николо-Архангельском кладбище, на котором она и похоронена. Официальной панихиды не было, по желанию самой актрисы.

Римма Васильевна Маркова вспоминала:

«Моя мама — абсолютно сельская женщина. Она работала с семи лет, так заведено было. Мама была очень работящей и до 89 лет себя сама обслуживала. Папа мой из наибеднейшего крестьянства, там уйма детей в семье была, в основном мужики. Рассказчиком он был великолепным, однажды эти его рассказы услышал режиссёр Саратовского драмтеатра — и с ходу пригласил его в труппу. Ему сразу же роли дали, а мы поселились в маленькой комнатёнке за театром. Так что наша с Лёней жизнь с младенчества со сценой связана: я уже в шесть лет выходила на подмостки в детских ролях, а Лёня ещё раньше.

Школу мы заканчивали в Вологде, где при театре была актёрская студия. Мы с Лёней (актёр Леонид Марков, родной брат Риммы Васильевны) сразу же поступили туда и попали к замечательному педагогу Лидии Давыдовне Ротбаум, ученице самого Ивана Николаевича Берсенева, бывшего тогда художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Она нас сразу и "приговорила": вы должны учиться в Москве. Отец тогда опять задумал переезд, на сей раз в Махачкалу, и по пути мы остановились в столице. Лидия Давыдовна перед отъездом просто потребовала, чтобы мы обязательно зашли в театр и показались Берсеневу, видимо, она ему о нас сообщила. И вот мы заявляемся в театр, и выходит к нам... лорд, по нашим понятиям. В великолепном сером костюме, белоснежной рубашке, в красной бабочке — мы про такое только в романах читали. Прослушал нас и сказал: "Беру вас под своё крыло. Набор в студию начинается в январе, ждите вызова". В Махачкале мы вовсю играли в театре, причём Лёня — главные роли героев-любовников.

Моей первой серьёзной работой была роль в спектакле "Вторая любовь". Нас за этот спектакль выдвинули на Сталинскую премию. Но тут "Вторую любовь" поставили во МХАТе, и премию, разумеется, дали им. Но я благодаря своей Фросе такую известность получила!

А из Ленкома меня уволили по сокращению штатов. Вернее, пытались уволить. Когда умер Иван Николаевич Берсенев, на его место назначили другого режиссёра. Ну вот, когда именно меня сократили, я пошла в ЦК партии. Хозяин кабинета тут же предупредил меня, что у него есть всего 15 минут. Выслушал меня, восстановил в театре. А я на следующий же день заявление об уходе написала. Но сама.

Я после Ленкома несколько лет работала в Москонцерте, участвовала в постановках типа "Огни Сибири", где у меня роль без слов — я какую-то сибирскую речку изображала».