Строганова Елизавета Александровна
Строганова Елизавета Александровна

Строганова Елизавета Александровна — Биография

Баронесса Елизавета Александровна Строганова, в замужестве Демидова (3 февраля 1779, Санкт-Петербург — 27 марта 1818, Париж) — хозяйка аристократического салона, известная своей галломанией. Жена промышленника Николая Никитича Демидова. Большую часть жизни провела в Париже.

В декабре 1793 года, в возрасте 14 лет, Елизавета вышла замуж за 20-летнего Николая Никитича Демидова, богатого промышленника. По этом поводу Ф. В. Ростопчин, сообщал С. Р. Воронцову в письме из Петербурга в Лондон:

Женитьба на Елизавете позволила Демидову не только присоединить к его капиталам часть строгановских богатств, но и войти в круг высшей столичной знати. После свадьбы супруги жили в Москве и в Петербурге, но после выхода в отставку Николая Никитича в 1800 году уехали в Европу, где посетили Германию, Англию, Францию и Италию. Остановились они в Париже, в бывшем дворце герцогов де Прален.

Семейная жизнь не была гладкой, начались трения. По воспоминаниям современников, Демидов отнюдь не пылал к жене страстью. Несоответствие характеров и вкусов скоро привело супругов к взаимному отчуждению, едва не кончившемуся полным разрывом. Кокетство Елизаветы Демидовой и любовь к светским развлечениям трудно уживались с суровым и тяжёлым в домашнем быту характером мужа; фактически разойдясь, они редко виделись, но этот внутренний разлад был мало заметен под личиной шумной светской жизни.

Елизавета Демидова предавалась всевозможным увеселениям и празднествам, которыми так славился Париж: театр, балы, блестящие салоны. Но больше она любила принимать у себя, и в её доме собиралось многолюдное и крайне разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы.

Не будучи красавицей, она была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Художница Виже-Лебрён, познакомившаяся с Демидовыми ещё во время своего пребывания в России (1795—1801), вспоминала о бале, который был в Париже в конце 1801 — начале 1802 г.:

Актриса Луиза Конта и хозяйка парижского салона писала в альбоме Елизаветы Демидовой :

В свете Елизавета Демидова была окружена толпою поклонников и сама объясняла свою склонность к красивым молодым людям как эстетическое наслаждение, которое испытывала при виде всего изящного. Ветреная и легкомысленная, не чуждая при том известной культурности, интересуясь литературой и искусством, Демидова любила изобразить себя то в виде вакханки, с едва прикрытым телом (миниатюра А.-Х.Ритт), то в позе молящейся праведницы (портрет Грёза). Она много играла в карты, и крупная игра на её вечерах обратила даже внимание полиции на дом Демидовых.

Елизавета Демидова любила Францию и французов и благоговела перед Наполеоном, которого называла «Богом Европы». Убийство герцога Энгиенского в 1804 году и обострение франко-русских отношений заставило многих русских покинуть Францию. Демидовы в 1805 году переехали в Италию. Заключенный в 1807 году Тильзитский мир между Францией и Россией вселил надежды на безоблачное мирное будущее и Демидовы вернулись в Париж. Но политическая атмосфера постепенно накалялась. В канун войны России с наполеоновской Францией Демидовым пришлось уехать из Парижа в Россию. Они поселились в Москве, в своем старинном доме в Немецкой слободе, на Гороховой.

В то время, как Николай Демидов, вооружал за свой счёт пехотный полк, жена его скучала в Москве и предавалась воспоминаниям о Париже. Она украдкой посматривала на малахитовые часы, оставленные ею, как уверяли злые языки, в минуту расставания с красавцем-эмигрантом Гераклием Полиньяком, командиром Апшеронского полка. В 1812 году, после рождения их сына Анатолия, между Демидовыми произошёл полный разрыв. После реставрации Бурбонов Елизавета Демидова вернулась в любимый ею Париж, но уже без мужа, он с детьми поселился в Риме, а потом во Флоренции.

Демидовой недолго пришлось, однако, наслаждаться возвращением в любимую Францию: она скончалась 27 марта 1818 года, почти внезапно, в тяжких страданиях, после непродолжительной болезни, и похоронена на кладбище Пер Лашез. Позже, по заказу Анатолия Демидова, архитектор Жоре и скульптор Квалья создали величественный надгробный памятник с колоннами из белого мрамора.

Владелец страницы: нет