Сизова Алла Ивановна
Сизова Алла Ивановна
22.09.1939 — 24.11.2014

Сизова Алла Ивановна — Биография

А́лла Ива́новна Сизо́ва (22.09.1939, Москва, РСФСР, СССР — 24.11.2014, Санкт-Петербург, Россия) — советская российская балерина и балетный педагог. Народная артистка СССР (1983). Лауреат премии имени Анны Павловой (1964, Париж, Франция). Заслуженная артистка РСФСР (31.01.1966). Народная артистка РСФСР (02.08.1972).

Родилась 22 сентября 1939 года в Москве. Позже её семья переехала в Ленинград.

Окончила Лениградское хореографическое училище (ныне — Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу педагога Натальи Александровны Камковой (которая, в свою очередь, была одной из первых учениц легендарного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой).

Блистательно дебютировала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, поразив огромным прыжком, феноменальной техникой ещё в выпускном спектакле во фрагменте из балета «Корсар» (который танцевала вместе с юным Рудольфом Нуреевым).

В 1958—1988 годах — в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский). В репертуаре — главные партии в балетах: «Спящая красавица» (принцесса Аврора, принцесса Флорина, фея Нежности) и «Щелкунчик» (Маша) П.И.Чайковского, «Жизель» А.Адана (Жизель, Мирта), «Дон Кихот» Л.Минкуса (Китри, Повелительница дриад), «Ленинградская симфония» (Девушка) на музыку Д.Шостаковича, «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Золушка» (Золушка) и «Каменный цветок» (Катерина) на музыку С.Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» (Мария) на музыку Б.Асафьева, «Шопениана» (Сильфида) на музыку Ф.Шопена и др.

Произвела настоящий фурор на гастролях в Америке и Англии в 1961 году. За исполнение партии принцессы Авроры в фильме-балете «Спящая красавица» (1964) получила Премию имени Анны Павловой Парижской Академии танца.

Была партнёршей Юрия Соловьёва, Сергея Викулова, Михаила Барышникова, Бориса Бланкова.

Из-за тяжёлой болезни покинула сцену на несколько лет, но вернулась и выступала в главных партиях до середины 1980-х годов. Лирическая по складу, балерина даже под конец танцевальной карьеры поражала редким по виртуозности мастерством в «Па-де-катр» на музыку Пуни, сложнейших вариациях из «Пахиты» и «Маркитантки». В памяти почитателей балета навсегда остался её бесконечно привольный полёт над сценой Мариинки, нежно поющие руки, тепло и радость, которые всегда дарил людям танец этой блистательной русской Терпсихоры.

С 1988 г. — педагог в Санкт-Петербургской Академии русского балета (до 1991 г. — Ленинградское хореографическое училище). С 1990 года работала в США. Последние годы жизни жила в России в Санкт-Петербурге.

Скончалась 24 ноября 2014 года в возрасте 75 лет в Санкт-Петербурге. Похоронена в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

__________________________________________________________________

Алла Ивановна Сизова

Блестящим был дебют А. Сизовой в Кировском театре. Еще ученицей выпускного класса она станцевала Машу в «Щелкунчике», Повелительницу дриад в «Дон Кихоте», а на выпускном спектакле па-де-де из «Корсара» и Флорину из «Спящей красавицы». Труднейшую партию Повелительницы дриад и классический дуэт из «Корсара» Сизова танцевала виртуозно. Исключительные способности балерины, легкость и протяженность прыжков, гармоническая красота линий, четкость хореографического рисунка обратили на нее внимание знатоков и любителей балета. В роли Маши она подкупала простотой и непосредственностью исполнения, просветленностью образа.

В 1958 г., закончив Хореографическое училище по классу Н. А. Камковой, Сизова становится солисткой Театра имени Кирова. В образах, созданных Сизовой, сказалось ее тяготение к лирике, к поэтической задушевности. По своему характеру Сизова — классическая танцовщица академического стили. Большой успех принесла Сизовой сложнейшая партия Авроры, за исполнение которой в фильме-балете «Спящая красавица» Парижская академия танца наградила ее премией имени Анны Павловой.

Современная хореография потребовала от Сизовой иной образности, обогатила ее танец новыми красками. Воплощай образ Катерины в «Каменном цветке», Сизова нашла своеобразную манеру исполнении, придав своему танцу мягкую напевность русской пластики. Романтизируя обобщенный образ Девушки в «Ленинградской симфонии», балерина акцентирует в нем лирические интонации. В исполнительской манере Сизовой нет ничего броского, нарочитого. Ее героини, застенчивые и трогательные, искренние и открытые, полны ясности и душевной чистоты. Такими предстали ее Катерина, Марин, Жизель, Золушка. Дездемона, Ширин. «Танец Сизовой — то широкий, волевой, воздушный, то мягкий, лиричный, скользящий — всегда одухотворенный, всегда выразительный»,— так характеризует искусство балерины Н. М. Дудинская.

В 1964 году Сизова удостоена звания лауреата на конкурсе классического танца в Варне, а в 1966 году ей присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

С. М. Вольфсон. Статья из книги «Мастера балета», 1967 год