Лизи Вирна
Лизи Вирна
08.11.1936 — 18.12.2014

Лизи Вирна — Биография

Ви́рна Ли́зи (итал. Virna Lisi; 8 ноября 1936, город Анкона, регион Марке, Италия — 18 декабря 2014, Рим, Италия) — итальянская актриса. Лауреат премии «Сезар» (1994, Франция) и «Серебряной премии за лучшую женскую роль» Каннского кинофестиваля (1994, Франция). Лауреат многих премий Италии: трёх премий «Давид ди Донателло» (Италия), шести премий «Серебряная лента» (Италия), а также ряда других кинематографических наград.

Вирна Лиза Пьерализи (итал. Virna Lisa Pieralisi) родилась 8 ноября 1936 года в итальянском городе Анкона.

Кинокарьеру начала в подростковом возрасте, дебютировав в 1953 году в фильме Карло Боркесио «Стальной канат». В последующие годы актриса снялась в ряде итальянских музыкальных картин и кинокомедий, среди которых «Неаполь поёт» (1953) и «Гусары» (1955), а в начале 1960-х приняла участие в нескольких телепроектах.

В то же время актрису заметили в Голливуде, где в течение десятилетия она снялась в нескольких кинокартинах, включая «Как пришить свою жёнушку» (1964), «Только не с моей женой, не смей!» (1966) и «Нападение на „Королеву“» (1966), где её партнёрами были Джек Леммон, Тони Кёртис и Фрэнк Синатра.

В последующие годы Вирна Лизи снималась в основном на родине. В 1964 году снималась в европейском (совместное производство Италии-Франции-Испании) кинофильме «Чёрный тюльпан» режиссёра Кристиана-Жака, где её партнёром был Ален Делон. Успешными проектами в 1960-х также стали её роли в европейских кинофильмах «Казанова-70» (1965), «Дамы и господа» (1966, фильм получил «Гран-при» на Каннском кинофестивале), «25-й час» (1967), «Арабелла» (1967), «Девушка, которая не могла сказать „нет“» (1968, премия «Серебрянная лента», 1969) и «Тайна Санта-Виттории» (1969).

В последующие десятилетия Вирна Лизи снималась в фильмах разных жанров, доказав критикам и публике, что она чрезвычайно талантливая актриса, мастер перевоплощения — Франческа Феррара в драме Джозефа Лоузи «Ева» (1962), Джина Бьянчи в детективе Кристиана-Жака «Веские доказательства» (1963), Доротея в одной из новелл фильма «Сегодня, завтра, послезавтра» (1965, премия «Золотой лавр», 1965), монахиня Евангелина в приключенческом фильме Лючио Фульчи «Белый клык» (1973), Элизабет Ницше в драме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла» (1977, премии «Серебрянная лента» и «Grolla D’Oro»), Вилма в комедии Альберто Латтуада «Цикада» (1980, премия «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль), Адриана Балестра в комедии Карло Ванцина «Аромат моря» (1983, премия «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль второго плана, 1983, премия «Серебряная лента», 1984), Эльвира в мелодраме Луиджи Коменчини «Веселое Рождество… Хороший год» (1989, «Серебряная лента», 1990), королева Екатерина Медичи в исторической драме Патриса Шеро «Королева Марго» (1994, премия «Сезар» и приз МКФ в Каннах, 1994), Ольга в мелодраме «Там, куда ведёт сердце» (1996, премия «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль второго плана, 1996, премия «Серебряная лента», 1997) и Ирен в драме «Лучший день моей жизни» (2002, «Серебряная лента», 2003) — оба реж. Кристина Коменчини.

В последние годы снималась в основном в телефильмах и телесериалах. В 1999 году снялась в роли Лауры де Берни в биографической драме режиссёра Жозе Дайан «Бальзак» совместного производства Франции и Италии, в которой её партнёрами были знаменитые французские актёры Жерар Депардьё, Жанна Моро и Фанни Ардан. В 1997 году снималась в мини-сериале режиссёра Энцо Кастеллари «Пустыня в огне» («Огненная пустыня») совместного производства Италии-Франции-Германии, в котором задействовано целое созвездие европейских актёров, среди которых Франко Неро, Витторио Гассман, Клаудия Кардинале, Матьё Каррьер и Джулиано Джемма, а среди артистов, задействованных в ролях молодого поколения персонажей сериала — сын Алена Делона — Энтони Делон и Ариэль Домбаль. Вирна Лизи также снималась в сериалах «Христофор Колумб» (1984, мини-сериал), «Страсти» (1993, сериал), «Катерина и её дочери» (2005, мини-сериал), «Честь и уважение» (2006, мини-сериал), «Кровь и роза» (2008, сериал), «Женщина, которая возвращается» (2011, мини-сериал), «Целую руки» (2013, сериал), и др.

Помимо работы в кино Вирна Лизи играла в театре.

В 1960 году Вирна Лизи вышла замуж за Франко Пески, а в июле 1962 года у пары родился сын Коррадо. Супруги прожили в браке 53 года. Муж актрисы умер 23 сентября 2013 года в результате тяжёлой болезни. В ноябре 2014 года у Вирны Лизи был диагностирован рак. Актриса ушла из жизни 18 декабря 2014 года во сне в возрасте 78 лет в Риме (Италия).

Награды:

1965 — Премия «Золотой лавр» (Италия)

1969, 1978, 1984, 1990, 1995, 2003 — Премия «Серебряная лента» (итал. «Nastro d'argento») (Италия)

1978 — Премия «Grolla D’Oro» (Италия)

1980, 1983, 1996 — Премия «Давид ди Донателло» (Италия) (одна премия — за главную роль (в фильме «Цикада» (1980)), две премии — за лучшую роль второго плана (в фильмах «Аромат моря» (1982), «Там, куда ведёт сердце» (1996))

1994 — Премия «Сезар» (Франция) в категории «Лучшая актриса второго плана» (в фильме «Королева Марго» (1994))

1994 — Каннский кинофестиваль (Франция) — «Серебряная премия за лучшую женскую роль» («Королева Марго»)

1995 — Премия за карьеру на МКФ Флаино (Италия)

2011 — Венецианский кинофестиваль (Италия) — Приз имени Пьетро Бьянчи

_____________________________________________________________________

По сообщению итальянского информационного агентства ANSA, на 79-м году жизни после продолжительной болезни умерла Вирна Лизи, которую в 1960-х годах называли самой italianissime среди итальянских кинозвезд.

«Прощай, итальянская Мэрилин Монро!» — восклицает первая полоса газеты Corriere della Sera. Что правда, то правда: заключая в 1963 году с Лизи семилетний контракт, компания «Парамаунт» рассматривала ее именно как эрзац-Монро. Саму Лизи амплуа «куколки» никак не устраивало. Она отвергала самые выгодные, но эксплуатировавшие ее «декоративную» сторону роли — девушки Бонда в «Из России с любовью» или Барбареллы в эротическом комиксе Роже Вадима. Словно в издевку журнал Esquire в 1965 году иллюстрировал тему номера «Маскулинизация американских женщин» фотографией «бреющейся» Лизи на первой полосе. Мотивировав это тем, что итальянка — само воплощение голливудского гламура.

Она была бы идеальной хичкоковской блондинкой: аристократическая архитектоника лица сочеталась у Лизи с комедийным даром. Она никогда не училась актерскому мастерству, войдя на экран 16-летней, чуть ли ни с улицы, и была права: все было при ней от рождения. Но сам Голливуд был уже не тот. В результате ее высшими голливудскими достижениями стали роли в симпатичных и забавных, но не более того фильмах Ричарда Квина «Как пришить свою женушку» (1964), Нормана Панамы «Только не с моей женой, не смей!» (1966) и Джека Донахью «Нападение на королеву» (1966).

Да, ее партнерами в Голливуде были Фрэнк Синатра, Джек Леммон и Тони Кёртис. Ей вообще везло на партнеров: возлюбленная Алена Делона в авантюрном «Черном тюльпане» (1964) Кристиан-Жака, любящая жена современного Казановы — майора НАТО, сыгранного Марчелло Мастроянни в «Казанове 70» (1965) Марио Моничелли. Военные драмы «25-й час» (1966) Анри Вернёя и «Секрет Санто-Витторио» (1967) Стэнли Крамера подарили ей дуэты с Энтони Куином.

В ее фильмографии имена виднейших, но не самых великих режиссеров итальянского золотого века: Марио Болоньини, Пьетро Джерми, Луиджи Дзампы. Но по иронии судьбы ее самым популярным фильмом оказался «Белый клык» (1973) ремесленника Лючио Фульчи: ее монахиня Евангелина утеплила суровую джеклондоновскую фактуру. Она провела 1960-е между Чинечиттой, Голливудом, лондонскими и парижскими студиями, как и положено звезде поколения jet-set — золотой молодежи, проводившей жизнь на борту трансатлантических рейсов. Не избавиться от ощущения, что «в воздухе» она оказывалась именно тогда, когда на земле ей не могли дозвониться с предложениями, способными изменить ее судьбу.

Свой драматический дар она проявила уже в «Женщине дня» (1956) Франческо Мазелли — история изнасилованной модели вобрала атмосферу римской «сладкой жизни», испещренной криминально-сексуальными скандалами. Следующий шанс ей дал великий Джозеф Лоузи, спасшийся бегством из Голливуда коммунист, чуткий к чужой бесприютности. В его «Еве» (1962) она сыграла жену главного героя, погибающую в заранее проигранной дуэли с ледяной и роковой Евой.

Не прошло и 15 лет: о Лизи как драматической актрисе вспомнили молодые итальянские нонконформисты. Лизи сыграла сестру Ницше в «По ту сторону добра и зла» (1977) Лилианы Кавани и мать гомосексуального подростка в ретро Сальваторе Сампери «Эрнесто» (1979). Именно тогда, с явным опозданием, Лизи получила свои первые, пока что национальные, призы. И снова — провал на долгие годы, который не могла компенсировать обильная и плодотворная работа в сериалах.

Потребовался великий Патрис Шеро с его зоркостью в подборе актеров, его жестокостью и любовью к угасшим звездам, чтобы Лизи была наконец коронована по заслугам. Роль Екатерины Медичи, воплощенного зла, в «Королеве Марго» (1994) принесла ей каннское золото за лучшую женскую роль и «Сезара» за лучшую роль второго плана. Уникальная и характерная деформация экспертной оптики. То, что для французов было лишь «вторым планом», мировое жюри расценило как главную роль, в которой Лизи затмила заглавную Изабель Аджани.

Сдается, что каннское жюри было справедливее в своем суждении, даже и особенно, если, присуждая свой приз, отчасти держало в голове и те роли, которые Лизи так и не сыграла.