Альбанезе Личия
Альбанезе Личия
22.07.1913 — 15.08.2014

Альбанезе Личия — Биография

Ли́чия (Ли́ча) Альбане́зе (итал. Licia Albanese; 22 июля 1913 года (или 1909 года — в разных источниках указывается разная дата рождения), Бари, Королевство Италия — 15 августа 2014 года, Манхэттен, Нью-Йорк, США) — итальянская и американская оперная певица XX века (сопрано).

Личию Альбанезе, обладательницу голоса большой яркости и красоты, итальянцы называли «lirico spinto», отмечая её быстрое вибрато, острую дикцию, мощную подачу и эмоциональное воздействие на слушателя. Несмотря на многократное повторение своих ролей, она никогда не впадала в рутину, не казалась скучной и однообразной.

Феличия (Личия, Лича) Альбанезе родилась 22 июля 1913 года (или 1909 года — в разных источниках указывается разная дата рождения) в городе Бари (Италия) в семье итало-американского бизнесмена.

Окончила консерваторию в Бари. Училась вокалу у Эмануэля Де Роза в Бари, после чего совершенствовалась у Джузеппины Бальдассаре-Тедески в Милане. В 1933 году Альбанезе выиграла первое место на спонсируемом итальянским правительством конкурсе вокалистов в Болонье из числа 300 участников.

Вскоре после этого успеха состоялся её дебют на оперной сцене. Альбанезе впервые вышла на сцену в 1934 году в Милане, заменив не явившуюся на спектакль исполнительницу, в партии Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини.

По поводу официального дебюта Личии Альбанезе существуют разные версии: либо дебют состоялся в 1934 году в Муниципальном театре в Бари, где певица спела партию Мими в опере «Богема» Дж.Пуччини, либо в 1935 году в Милане с партией Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини. Сама певица в своих воспоминаниях называет дебютной именно партию Чио-Чио-сан, но в Парме.

Альбанезе получила высокие оценки критиков за многие свои партии, в том числе за партии Мими, Виолетты из оперы «Травиата» Дж.Верди, Лю из оперы «Турандот» Дж.Пуччини, однако образ Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини остался для неё самым любимым. Чио-Чио-сан стала самой знаменитой партией Альбанезе: на протяжении 40 лет она пела её более 300 раз.

Затем певица выступала в театре «Римская опера» (Микаэла в опере «Кармен» Ж.Бизе, Памина в опере «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта), в Неаполе в театре «Сан-Карло», и уже в 1935 году появилась в Милане на сцене театра «Ла-Скала» (Лауретта в опере «Джанни Скикки» Дж.Пуччини, Мими). Позднее Альбанезе ещё раз выступила в «Ла-Скала» в 1951 году в партии Чио-Чио-сан. В 1936 году певица пела в Парме и вновь в Риме (Лауретта, Сузель в опере «Друг Фриц» П.Масканьи и др.). В 1937 году была участницей Коронационного сезона в театре «Ковент-Гарден» (Лондон, Великобритания), где исполнила партию Лю в знаменитой постановке «Турандот» Дж.Пуччини вместе с Тёрнер и Мартинелли под управлением Д.Барбиролли, а также Нанетту в опере «Фальстаф» Дж.Верди с Т.Бичемом. В 1939 спела Чио-Чио-сан в Риме. В итальянский период своего творчества Личия Альбанезе часто пела в дуэте с Беньямино Джильи.

После прихода к власти Муссолини певица бежала в Португалию в 1939 году и села на корабль, направляющийся в США.

С 1940 года начинается блистательная карьера Личии Альбанезе в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, США), продлившаяся 26 лет до 1966 года. Альбанезе дебютировала 9 февраля 1940 года в театре «Метрополитен-опера» в партии Чио-Чио-сан. Альбанезе выходила на сцену Нью-Йоркского театра около 430 раз в 17 ролях, в том числе в своих коронных партиях Чио-Чио-сан и Виолетты. Певица активно выступала в различных городах Северной и Южной Америки, в том числе в Чикаго (дебют — Микаэла).

Среди других партий: Флория Тоска («Тоска» Дж.Пуччини), Манон Леско («Манон Леско» Дж.Пуччини), Сестра Анджелика («Сестра Анджелика» Дж.Пуччини), Жоржетта («Плащ» Дж.Пуччини), Дездемона («Отелло» Дж.Верди), Сопрановая партия («Реквием» Дж.Верди), Недда («Паяцы» Р.Леонкавалло), Норина («Дон Паскуале» Г.Доницетти), Адриана Лекуврёр («Адриана Лекуврёр» Ф.Чилеа), Мадлен де Куаньи («Андре Шенье» У.Джордано), Княгиня Федора Ромазова («Федора» У.Джордано), Селика («Африканка» Дж.Мейербера), Маргарита («Фауст» Ш.Гуно), Маргарита («Мефистофель» А.Бойто), Софи («Вертер» Ж.Массе), Консепсьон («Испанский час» М.Равеля), Сюзанна и Графиня Розина Альмавива («Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта), Донна Анна и Церлина («Дон Жуан» В.-А.Моцарта), Антония («Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха), Леди Гарриет Дюрэм («Марта» Ф. фон Флотова), Татьяна Ларина («Евгений Онегин» П.И.Чайковского).

В 1966 году в результате конфликта с генеральным директором театра «Метрополитен-опера» сэром Рудольфом Бингом певица перешла в театр «Опера Сан-Франциско». В течение 20 лет (с перерывами) пела в Сан-Франциско, где дебютировала в 1941 году в партии Микаэлы. Всего на этой сцене выступила в 20 сезонах (22 партии, 120 спектаклей). Свой последний концерт (совместно с Лучано Паваротти) певица дала в 1973 году именно в Сан-Франциско. Альбанезе так долго оставалась в этом театре отчасти из-за своего восхищения директором Гаэтано Меролой.

В 1945 году Альбанезе приняла гражданство США. Годом позже легендарный итальянский дирижёр Артуро Тосканини, высоко ценивший мастерство и музыкальность Альбанезе, пригласил певицу принять участие в двух операх — «Богема» и «Травиата» — с Симфоническим оркестром NBC (NBC — Национальная широковещательная компания, телеканал США). Обе оперы были переданы в эфире «Studio 8-H», а позднее вышли в полном варианте на виниле и на CD.

В 1974 году Личия Альбанезе основала фонд для поддержки молодых певцов, который носит её имя и имя Джакомо Пуччини, в чьих операх блистала Альбанезе (англ. The Licia Albanese-Puccini Foundation). Личия Альбанезе вела активную педагогическую деятельность.

Даже после официального ухода на покой, после 70-летней блистательной певческой карьеры, Личия Альбанезе время от времени продолжала напоминать о себе. В 1985 году Стивен Сондхайм и Томас Шепард пригласили её на роль Хайди Шиллер — дивы опереточного жанра — в мюзикле Сондхайма «Безумства», сыгранном в концертном зале «Avery Fisher Hall». За музыкальное сопровождение тогда отвечала Нью-Йоркская филармония. Во время весеннего сезона в 1987 году мюзикл «Безумства» с участием Альбанезе был повторен с огромным успехом в театре под открытым небом «Театре под звёздами» в городе Хьюстоне (штат Техас).

В 1995 году Личия Альбанезе удостоена Национальной медали США в области искусств. За вклад в индустрию звукозаписи на Голливудской «Аллее славы» открыта именная Звезда певицы № 6671, которая расположена на Голливудском бульваре.

В 2014 году Личия Альбанезе скончалась в возрасте 101 года (или 105 лет — в разных источниках указывается разный возраст) на Манхэттене в Нью-Йорке (США). По словам сына певицы, она умерла в пятницу, 15 августа, у себя дома в окружении близких. «Моя мать прожила прекрасную, прекрасную жизнь и сделала величайшую карьеру», — добавил он.