Тимофеева Нина Владимировна
Тимофеева Нина Владимировна
11.06.1935 — 03.11.2014

Тимофеева Нина Владимировна — Биография

Ни́на Влади́мировна Тимофе́ева (11.06.1935, Ленинград, СССР — 03.11.2014, Иерусалим, Израиль) — советская российская артистка балета и балетный педагог, одна из ведущих балерин Большого театра СССР. Народная артистка СССР (1969). Лауреат Международного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1957). Заслуженная артистка РСФСР (1958). Народная артистка РСФСР (1963). Депутат Верховного Совета СССР с 1966 по 1970 годы.

Родилась в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) 11 июня 1935 года. Училась в Ленинградском хореографическом училище (ныне — Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), которое закончила в 1953 году по классу педагога Натальи Александровны Камковой (которая, в свою очередь, была одной из первых учениц легендарного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой). За год до выпуска дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне — Мариинский театр) в партии Маши в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

C 1953 по 1956 год работала в труппе Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где сначала исполняла небольшие сольные партии, а затем — Мирту в балете «Жизель» Адана и главную партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» Чайковского, после чего была приглашена в московский Большой театр.

На московской сцене дебютировала в балете «Лебединое озеро», исполнив партию Одетты-Одиллии. Педагогом балерины в театре сначала была Галина Сергеевна Уланова, затем Нина перешла к Марине Тимофеевне Семёновой.

В репертуаре балерины были практически все крупнейшие партии классического и современного репертуара: «Спящая красавица» П. И. Чайковского (принцесса Аврора, Феи Смелости, Золота и Серебра), «Раймонда» А. К. Глазунова (Раймонда), «Дон Кихот» Л. Минкуса (Китри), картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса (Никия), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина (Седьмой вальс и Прелюд), «Спартак» А. Хачатуряна (Фригия, Эгина), «Легенда о любви» А. Меликова (Мехменэ-Бану), «Каменный цветок» С. Прокофьева (Хозяйка Медной горы), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Джульетта), «Гаянэ» А. Хачатуряна (Мариам), «Лауренсия» А. Крейна (Лауренсия), «Пламя Парижа» Б. Асафьева (Диана Мирель, Жанна), «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна (Лейли), «Любовью за любовь» Т. Хренникова (Беатриче), «Макбет» К. Молчанова (леди Макбет), и многие другие.

В 1980 году окончила педагогическое отделение Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского по курсу Марины Семёновой.

В 1988 году закончила свою сценическую карьеру, в 1989—1991 годах работала в театре педагогом-репетитором.

Была депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва.

В 1991 году вместе с дочерью Надеждой покинула Россию и переехала на постоянное жительство в Иерусалим (Израиль), где занималась педагогической и балетмейстерской деятельностью, сочиняя хореографические номера для своих учениц.

Нина Тимофеева скончалась 3 ноября 2014 года в Иерусалиме в возрасте 79 лет. В тот же день была похоронена на кладбище района Гиват Шауль Иерусалима.

«Виртуозность — её неотъемлемое свойство, душа её хореографических интерпретаций, особенность её художественного мышления. Чем труднее партия, чем больше в ней технически виртуозных задач, тем свободнее, увлечённее и естественнее чувствует себя Тимофеева». (Борис Львов-Анохин, режиссёр, критик, искусствовед, балетовед).

«Её считали холодноватой, и "полупризнание" долго преследовало её. Спрятанный от постороннего глаза драматизм наделял её искусство остротой, в нём отчётливо просвечивала современность. Её с самого начала отличало фанатическое отношение к делу. Требовательность к себе не имела границ. Её редкому таланту близки остроконфликтные и драматические ситуации. В ней особая манкость пластической выразительности. Ей особенно удаются темы борьбы и смятения, душевного надрыва, спрятанного от глаз. Балетная мелодрама ей чужда. Её сценический мир это мир страдания. Невозможно забыть "взмахи её повелительных батманов" (выражение Б. Львова-Анохина), вихрь её вращений, позы, повороты, чеканность остановок. О виртуозности её танца в балетном мире слагались легенды. За его пределами она была скромна. Природный ум, такт и истинная культура берегли её, она не суетилась, а работала и очень много танцевала». (Виталий Вульф, искусствовед, критик, переводчик).

«Будучи молодым начинающим солистом, во время постановочных репетиций балета «Асель» Олега Виноградова стал сотрудничать с выдающейся балериной Ниной Тимофеевой, знаменитой не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Она меня многому научила, что в последствии мне, конечно же, пригодилось. После «Асели» я с ней танцевал очень много Крассов в «Спартаке». У нас был хороший и творческий, и человеческий контакт. Так уж сложилось в её жизни, что она покинула родину, но, будучи за рубежом, она жила Большим театром, её интересовало всё, она была в курсе всего. Творчество Нины Тимофеевой – это необыкновенная страница в истории балета Большого театра, в истории балета нашей страны, да и мирового балета, потому что её очень хорошо знал и любил зритель и за рубежом, она всегда получала бурю восторгов и оваций во время зарубежных гастролей балета Большого театра». (Борис Акимов, народный артист СССР, солист Большого театра).