Карельская Римма Клавдиевна
Карельская Римма Клавдиевна

Карельская Римма Клавдиевна — Биография

Ри́мма Кла́вдиевна Каре́льская (16 апреля 1927, Калуга,  РСФСР, СССР — 25 сентября 2014, Москва, Россия) — советская российская балерина и балетный педагог.  Народная артистка РСФСР (1967).

 Римма Клавдиевна Карельская родилась 16 апреля 1927 года в Калуге. Окончила Московское хореографическое училище (ныне — Московская государственная академия хореографии) по классу педагога Марии Алексеевны Кожуховой.

В течение 27 лет (с 1946 по 1973 годы) была солисткой балетной труппы Большого театра, где выступала на сцене в ведущих балетных партиях и продолжала совершенствоваться под руководством педагога-репетитора Большого театра Марины Тимофеевны Семёновой.

«Двойная роль Одетты-Одиллии в исполнении Риммы Карельской отличалась высокой сценичностью, завершённостью движений, особенно подчёркнутых в наиболее важных сценах спектакля. Балерина покорила публику, доказав ещё раз, что виртуозность не исключает актёрского мастерства» — так писали в рецензиях на выступления Большого театра на первых парижских гастролях (1958 г.).

«Исполнительское мастерство отличало лёгкость и широта прыжков, хорошая техника вращения, академическая чистота классического танца».

С 1973 года — педагог, в 1974 — 2007 годах — балетмейстер-репетитор Большого театра.

В 1971 — 1974 годах была педагогом классического танца в Концертном ансамбле «Классический балет».

Скончалась после продолжительной болезни на 88-м году жизни 25 сентября 2014 года в Москве.  Прощание с Риммой Клавдиевной Карельской состялось 27 сентября. Тело будет предано земле на Переделкинском кладбище.

Балетные партии:

1947 — Зима («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова)
1952 — Фея Сирени («Спящая красавица» П. Чайковского в постановке М. Габовича и А. Мессерера)
1953 — Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Е. Долинской по хореографии А. Горского, Л. Иванова, хореография 4-го акта А. Мессерера)
1954 — Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография Р. Захарова)
1955 — Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, А. Горского, Л. Лавровского)
1955 — Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции М. Лавровского)
1956 — Уличная танцовщица («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского)
1957 — Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова)
1957 — Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани)
1959 — мазурка («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М. Фокина)
1959 — Царица бала («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова)
1960 — Царь-девица — первая исполнительница («Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского)
1962 — Гаянэ («Гаянэ» А. Хачатуряна хореография В. Вайнонена, режиссер Э. Каплан)
1963 — Фрейлина («Подпоручик Киже» С. Прокофьева, хореография А. Лапаури и О. Тарасовой)
1964 — Жар-птица («Жар-птица» И. Стравинского, хореография М. Фокина)
1970 — Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» в редакции Ю. Григоровича)
1970 — Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского)

Призы и награды:

Медаль Парижской академии танца за исполнение партии Одетты в «Лебедином озере» (1958).
Орден «Знак Почета» (1959).
Заслуженная артистка РСФСР (17.01.1962).
Народная артистка РСФСР (7.05.1967).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Орден Дружбы (22.03.2001).