Верретт Ширли

Верретт Ширли — Биография

Ши́рли Верре́тт (англ. Shirley Verrett; 31 мая 1931, Новый Орлеан, Луизиана, США — 5 ноября 2010, Энн-Арбор, Мичиган) — американская оперная певица (и педагог), успешно перешедшая с репертуара меццо-сопрано на репертуар сопрано. Прославилась в репертуаре Верди и Доницетти в 60—90—х годах XX века.

Родилась в афроамериканской семьи адвентистов. Училась пению в Лос-Анджелесе, затем выиграла грант на обучение в Джульярдской школе. В 1958 г. стала лауреатом Наумбурговского конкурса молодых исполнителей.

Ещё студенткой в 1957 г. дебютировала на оперной сцене (в опере Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции»), в 1959 г. впервые гастролировала в Европе, спев в Кёльне (Германия) в опере Николая Набокова «Смерть Распутина».

В 1962 году Верретт получила хорошие отзывы критиков за исполнение партии Кармен в Сполето, после чего выступила в этой партии в Большом театре в 1963 году и в Нью-Йорк Сити Опера в 1964 году. В театре Ковент-Гарден дебютировала в 1966 году партией Ульрики («Бал-маскарад» Верди).

В Метрополитен-опера дебютировала в 1968 году партией Кармен, в Ла Скала — в 1969 году партией Далилы в опере Сен-Санса «Самсон и Далила».

В дальнейшем среди заметных партий Верретт были Азучена («Трубадур» Верди), Амнерис («Аида» Верди) и особенно Кармен, которую певица пела также в Ла Скала, Ковент Гарден, и других крупных театрах мира. Репертуар меццо-сопрано Верретт включал в себя также партии Эболи («Дон Карлос» Верди), Елизаветы («Мария Стюарт» Доницетти), Леоноры («Фаворитка» Доницетти), партии в операх «Орфей и Эвридика» Глюка, «Осада Коринфа» и «Моисей в Египте» Россини. Были сделаны коммерческие и некоммерческие записи многих из этих партий.

Вошло в историю выступление Ширли Верретт 23 октября 1973 года на сцене Метрополитен-опера: давалась монументальная опера Берлиоза «Троянцы», и партнёрша Верретт Криста Людвиг заболела, но Верретт отказалась от отмены спектакля и исполнила в нём обе главные женские партии — Кассандры и Дидоны. Верретт также пела в «Троянцах» на премьерном спектакле новой парижской Оперы Бастилия в 1990 г. В том же году репетруар певицы пополнился партией Сантуццы из оперы «Сельская честь» Масканьи.

Начиная с конца 70—х годов Ширли Верретт начала также петь партии сопрано: Селика («Африканка» Мейербера), Джудит («Замок Синей Бороды» Бартока), леди Макбет («Макбет» Верди), мадам Лидуан («Диалоги кармелиток» Пуленка, Метрополитен-опера, 1977), Тоска, Норма (с 1976 года, Бостон, до 1989 года, Мессина), Аида (Бостон, 1980 и 1989), Дездемона («Отелло», 1981), Леонора («Фиделио», Метрополитен-опера, 1983), Ифигения («Ифигения в Тавриде», 1984—85) и Альцеста (1985) Глюка, Медея (Керубини, 1986). Тоска, которую она исполняла в дуэте с Лучано Паваротти (в партии Каварадосси) в Метрополитен-опера, транслировалась по телевидению в прямом эфире на канале PBS в декабре 1978 года и выпущена на DVD.

В камерный репертуар Верретт входили песни Шуберта и Малера, произведения Мануэля де Фальи, Дариуса Мийо, Неда Рорема.

С 1996 г. Верретт преподавала в Мичиганском университете. В 2003 году опубликовала книгу-автобиографию под названием «Я никогда не ходила одна» (англ. «I Never Walked Alone»). Скончалась от сердечной недостаточности  в возрасте 79 лет.

В ноябре 2010 года мир потерял великую оперную певицу Ширли Верретт.  Её вокальный и сценический дар следует признать ослепительным. Природа наделила Верретт по-настоящему роскошным голосом, ровным и уверенно звучащим во всех регистрах, широкого диапазона, ярким, тембристым, гибким, богатым обертонами. Для меломана просто слышать такой голос – истинное наслаждение. И при этом голос всегда был окрашен настоящим чувством. Певица никогда не пела отстраненно, она всегда была очень темпераментна и вкладывала этот темперамент во все свои сценические и студийные создания.

Интересно, что именно Верретт первой среди американских темнокожих певиц побывала на гастролях в СССР. В 1961 году тридцатилетняя певица приезжала в нашу страну с программой спиричуэлс. Судьбе было угодно, чтобы в том далёком году произошло первое знакомство двух будущих бесспорных примадонн мировой оперы – Верретт и Образцовой. Елена Васильевна очень выразительно и с большим пиететом рассказывает об этой первой встрече. Тогда она была всего лишь студенткой консерватории, в то время как имя Верретт уже начинало набирать вес в оперном мире. Весьма показательно, что даже такое консервативное и далёкое от сантиментов издание, как Ежегодник Большой советской энциклопедии упомянул о тех гастролях Ширли Верретт в Советском Союзе и назвал их триумфальными. Вторая встреча Верретт и Образцовой произошла уже в стенах прославленного театра «Ла Скала». Позже они совместно выступали и на сцене «Метрополитен-опера».

Тяга Верретт к исполнению спиричуэлс не могла быть случайной. В условиях расовой дискриминации в родной стране, когда путь на главную оперную сцену был заказан, большой оперный голос мог себя выразить именно в этом специфическом жанре. Тем не менее, истинным призванием певицы была именно оперная сцена. В 60-х годах певица добилась признания и в Европе, и у себя на родине. Верретт стала частой партнершей Леонтин Прайс как на оперной сцене, так и в студиях звукозаписи. Акулы музыкального бизнеса обратили достаточно пристальное внимание на молодую артистку, и она уже в середине 60-х годов была приглашена принять участие в ряде интересных проектов.

Эрих Лайнсдорф пригласил Верретт для участия в записи «Бала-маскарада» вместе с Леонтин Прайс, Карло Бергонци и Робертом Мерриллом. Партия Ульрики в этой опере невелика по размерам, однако её всегда пели исключительно певицы первого положения. Партия требует насыщенности звучания в центральном регистре, уверенных верхов и глубины крайних низов. Верретт удалось это продемонстрировать в полной мере, хотя в записи явно чувствуется её природа драматического меццо-сопрано, но никак не контральто.

Примерно в то же время была осуществлена великолепная запись вердиевской «Силы судьбы» с чисто американским составом исполнителей: Прайс, Верретт, Такер, Меррилл, Тоцци, Фладжелло. Дирижировал Томас Шипперс. Основное ощущение от исполнения партии Прециозиллы – вокальный блеск. Особое восхищение вызвало исполнение песни Rataplan с хором. Вся запись оперы в целом оставляет очень сильное впечатление. И Верретт была составной частью, пусть и не главной, этого зафиксированного вокального великолепия.

Ещё одной оперой Верди, записанной Верретт в ранний период карьеры, стала «Луиза Миллер». Ансамбль солистов включал в себя Анну Моффо, Карло Бергонци, Корнела Макнила. Партия Фридерики весьма трудна для исполнения. К тому требуется показать психологический переход от состояния потенциальной невесты к состоянию отвергнутой мстящей женщины. Эту версию в целом можно сравнивать с записью Маазеля. Обе записи хороши. Каждый может выбрать ту, которая больше по душе. Мне лично кажется, что запись Маазеля несколько более эмоциональна.

Первой по-настоящему центральной партией стала для Верретт партия Маффео Орсини в записи оперы Доницетти «Лукреция Борджиа». Эта запись знаменательна тем, что она была первой, в которой зафиксирован голос Монтсеррат Кабалье. Верретт явилась достойнейшей партнершей таких прославленных вокалистов, как Альфредо Краус и Эцио Фладжелло. Эта студийная запись производит гораздо большее впечатление, чем запись первого «живого» исполнения «Лукреции» в Карнеги-холле. Виртуозные куплеты Орсини певица исполняет с присущей ей бравурностью и блеском, покоряя красотой тембра и отточенной техникой. Единственной «претензией» можно считать только то, что голос воспринимается как чисто женский, без намека на юношескую альтовую меланхоличность тембра. Но ведь опера – искусство многих условностей, и в данном случае условность принимается легко. Эта версия «Лукреции» в целом может сравниться с более поздней записью под управлением Бонинга. Объективным недостатком записи Ионела Перли являются замедленные темпы, тормозящие развитие действия. Но в плане вокала претензий предъявить некому.

В 1970 году Верретт приняла участие в знаменитой записи «Дон Карлоса» под управлением Карло Марии Джулини. Состав солистов здесь предельно «звездный». Но даже в окружении Кабалье, Доминго, Милнса и Раймонди Ширли Верретт выделяется яркостью исполнения, точностью вокального рисунка, открытой эмоциональностью. К ярчайшим моментам записи относятся сцена и трио Карлоса, Позы и Эболи и блистательно исполненная ария Эболи. Эта ария всегда была своего рода пробным камнем для всех драматических меццо-сопрано, и существует множество исключительных ее исполнений. В их числе трактовка Верретт – одна из самых лучших. Записью партии Эболи певица утвердила свое привилегированное положение в мировой певческой элите.

Выступления певицы на сценах оперных театров сопровождал большой успех. Она регулярно появлялась на подмостках «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардена»… Тем не менее, она познала не только оглушительные овации, но и пережила чувствительные неудачи. В «Ла Скала» в 1975 году после премьеры «Макбета» под управлением Аббадо ее буквально носили на руках, а через два года после премьеры «Бала-маскарада» устроили форменную обструкцию, после которой певица расторгла контракт и улетела в Штаты…

Но даже если бы период сотрудничества с «Ла Скала» ограничился одним лишь «Макбетом», то этот «Макбет» вошел бы в историю оперного искусства, как одна из ее вершин.

Студийная запись «Макбета», сделанная в начале 1976 года, принадлежит к вершинам музыкальной интерпретации. Гениальный Аббадо совместно с такими колоссами вокала, как Верретт, Каппуччилли, Гяуров и Доминго, поставил себе нерукотворный памятник. Исполнение Верретт партии Леди - просто уникальное. Роскошное вибрато, феноменальная гибкость голоса, тончайшая психологическая нюансировка, беспредельные вокальные возможности, - вот они из главных составляющих успеха певицы, успеха полного и безоговорочного.

В середине 70-х годов Верретт записала партию Адальджизы в «Норме». Наверное, трудно себе представить более подходящую Адальджизу. Однако певица не успокоилась на достигнутом. Она продвинула свой голос наверх и рискнула исполнить партию самой Нормы. Это было событием в музыкальном мире! Примечательно, что в тех спектаклях партию Адальджизы на сцене «Метрополитен-опера» исполняла Елена Образцова…

Верретт с успехом выступала и во французском репертуаре. На сцене «Ковент-Гардена» был снят спектакль «Самсон и Далила» с участием Джона Викерса. Верретт предстала на редкость обольстительной Далилой, хотя в тот момент ей было уже 50 лет. И никаких вокальных слабостей!

Столь же впечатляет «живая» запись спектакля «Кармен», в которой ее партнером был Пласидо Доминго.

Нельзя не вспомнить и такую великолепную студийную работу певицы, как Реквием Верди. Клаудио Аббадо собрал для записи изумительный состав: Риччарелли, Верретт, Доминго, Гяуров. Изначально предполагалось участие в этой записи Елены Образцовой, но волей судеб и обстоятельств партию меццо записала Верретт.

Стоит отметить и её Азучену совместно с Паваротти вердиевском «Трубадуре»: Азучена - это была именно её партия. Стоит отметить и прекрасную запись «Осады Коринфа» Россини (с участием Беверли Силлз), где Верретт блестяще исполнила труднейшую партию Неокле.

Верретт всегда отличалась очень чутким отношением к партнерам. Неслучайно она записала пластинку оперных дуэтов с Монтсеррат Кабалье под управлением Антона Гуаданьо. На этой пластинке представлены дуэты из «Нормы», «Джоконды», «Анны Болейн», «Аиды», «Сказок Гофмана»… Поражает идеальное чувство ансамбля, когда во главу угла ставится музыка, а не амбиции какой-либо примадонны.

Смерть замечательной певицы стала подлинной невосполнимой утратой для музыкального мира. В памяти остались созданные ею образы. Пока о человеке помнят, он жив…

 

 

Владелец страницы: Киреева Евгения Николаевна
Поделиться