Ляпина Галина Анатольевна
Ляпина Галина Анатольевна

Ляпина Галина Анатольевна — Биография

Гали́на Анато́льевна Ля́пина (2 апреля 1946, Эстонская ССР, СССР — 14 (?) декабря 1998, г. Владимир, Россия) — советская и российская театральная актриса. Заслуженная артистка РСФСР (11. 08. 1986).

(Точный день смерти неизвестен)

Родилась 2 апреля 1946 года в Эстонской ССР.

Окончила Школу-студию при Ташкентском академическом русском театре драмы, одновременно играла на сцене.

Потом был театр в г. Иваново. С 1978 года работала во Владимирском академическом областном театре драмы.

Галина Ляпина стала легендой Владимирского драматического театра ещё при жизни. Причиной невероятной популярности актрисы оказалась, в первую очередь, главная роль в спектакле Феликса Бермана «Бонжур, Эдит Пиаф!», поставленном в конце 70-х годов. Благодаря этому спектаклю бывший репетиционный зал на 3-м этаже служебной части театрального здания навсегда превратился в экспериментальную Малую сцену, — площадку, предполагающую особый способ общения театра со зрителем — «глаза в глаза». В спектакле «Бонжур, Эдит Пиаф!» было немало превосходных актёрских работ, но Ляпина-Пиаф, по замыслу постановщика, превратилась в солнце, вокруг которого всё вращалось, которое согревало или ослепляло всех вокруг. Похоже, Галине Анатольевне это удавалось без особых усилий.

Гораздо больше напряжения от неё требовала повседневность. На сцене же Ляпина обнаруживала вулканический темперамент и интригующую недосказанность. Завораживали и её огромные чёрные, «бархатные» глаза, в которых порой сквозила скептическая ухмылка, но чаще мерещилось некое неизбывное «вселенское», фатальное одиночество. По темпераменту и инстинкту «самосожжения» Ляпиной оказалась близка её героиня. Жизнь как подожжённый бикфордов шнур: горячо, лихорадочно-весело, ярко, а в финале взрыв, всё в клочья!..

По природе своей Галина Ляпина была блестящей острохарактерной актрисой. Об этом свидетельствуют многие её комедийные и возрастные роли. Вспомним хотя бы спектакль «Обезьяна с Коричневых островов» Л. Фейхтвангера, где она играла две разноплановые роли, или комедию «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова, в котором её уморительно-подозрительная Бабка явилась главным двигателем интриги.

Сама Галина Анатольевна больше мечтала о лирических героинях, о созданиях чистых, светлых и невинных. И такие порой встречались в её репертуаре — царица Ирина в «Царе Фёдоре Иоанновиче» (режиссёр Константин Баранов); Анна Кристи в одноимённой драме Юджина О’Нила (режиссёр Владимир Иванов).

Главной удачей в творчестве уникальной актрисы Владимирского театра оказались роли властных, неординарных, «экзотических» личностей. К таким ролям относятся, в частности, влюблённая императрица Екатерина II в спектакле «Свет мой, Сашенька» по пьесе Е. Греминой и авантюристка Филиппа Джеймс в детективной истории Э. Элиса и Р. Риза «Условия диктует леди», которую заслуженный артист Эстонии Владимир Лаптев поставил в Театральной гостиной, открыв таким образом ещё одну сценическую площадку в театре.

Магнетическое воздействие героинь Ляпиной на камерных сценических площадках было необычайно велико и носило характер почти инфернальный, гипнотический. Поклонники Ляпиной ходили на её спектакли десятки раз, приезжали из других городов, считая этот ритуал вполне естественным, даже необходимым явлением своей жизни.

В 1997 году заслуженные артисты России Галина Ляпина и Виктор Ходарин стали первыми лауреатами конкурса «Приз зрительских симпатий», которому в 165-м сезоне (в 2013 г.) исполнилось 16 лет.

Галина Анатольевна Ляпина рано ушла из жизни, скоропостижно скончавшись в декабре 1998 года (14 - ? - декабря). Незадолго до этого театр с некоторым опозданием отметил её 50-летний юбилей. В свой бенефис Ляпина исполнила роль Вассы Железновой в памятном спектакле А. Буркова «Наследники» по первой редакции горьковской пьесы.

После смерти Галины Анатольевны в театре долго сожалели, что многие замечательные спектакли пришлось снять с репертуара, потому что замены уникальной актрисе так и не нашлось...

Репертуар Галины Анатольевны Ляпиной на сцене Владимирского театра драмы (1978-1998 гг.):

1978 г.

* «Мои надежды» М. Шатрова — Надежда

* «Мышеловка» А. Кристи — Кэйсуэлл

* «Касатка» А. Н. Толстого — Касатка

1979 г.

* «Синие корни на красной траве» М. Шатрова — Наренкова

* «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — царица Ирина

* «Репетитор» Г. Полонского — Катя

* «Вестсайдская история» Л. Бернстайна — Кларисс

1980 г.

* «Бонжур, Эдит Пиаф!» Ф. Бермана — Эдит Пиаф

* «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова — Натаха

* «Ночной переполох» М.-Ж. Соважона — Эстела

* «Спешите делать добро» М. Рощина — Сима

1981 г.

* «Обезьяна с Коричневых островов» Л. Фейхтвангера — Дебора Грей, Чармиан Перучача

* «Сдаётся комната одинокому мужчине» («Комната») Э. БрагинскогоАльбина

* «Молва» А. Салынского — Надежда

1982 г.

* «Закон вечности» Н. Думбадзе — Марго

* «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова — Вдова

* «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо — Диана

1983 г.

* «Анна Кристи» Ю. О’Нила — Анна

1984 г.

* «Мера за меру» У. Шекспира — Изабелла

* «Иванов» А. П. Чехова — Анна Петровна (Сарра)

1986 г.

* «Хелло, Долли!» Т. Уайльдера, Д. Германа, М. Стюарта — Долли

* «Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского — Мать

1988 г.

* «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Коринкина

* «Дефицит» И. Щеголихина — Алла Павловна

1991 г.

* «Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева — Анастасия

* «Трагики и комедианты» В. Арро — Ирина

1992 г.

* «Смута» А. К. Толстого — Мария, жена Бориса Годунова

* «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова — Бабка

1993 г.

* «Свет мой, Сашенька» Е. Гремина — императрица Екатерина II

1995 г.

* «Условия диктует леди» Э. Эллиса, Р. Риза — Филиппа Джеймс

1997 г.

* «Наследники» («Васса Железнова», 1-я редакция). А. М. Горького — Васса Железнова

Владелец страницы: Киреева Евгения Николаевна
Поделиться