Федичева Калерия Ивановна — Биография
Кале́рия Ива́новна Фе́дичева (20 июля 1936, посёлок Усть-Ижо́ра Ленинградской области, СССР — 18 октября 1994, Нью-Йорк, США) — русская балерина и балетный педагог. Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки (1962). Заслуженная артистка РСФСР (26. 12. 1963). Народная артистка РСФСР (9. 02. 1967).
Калерия Ивановна Федичева родилась 20 июля 1936 года в посёлке Усть-Ижора под Ленинградом. В 1955 году окончила ЛАХУ (Ленинградское Академическое хореографическое училище, в настоящее время — Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге). Ученица В. П. Мей и Л. М. Тюнтиной.
В 1955 году, сразу же после окончания хореографического училища, была принята в балетную труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета им. С. М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). Молодая актриса быстро завоевала положение солистки. С 1955 по 1974 годы — ведущая солистка, балерина Театра им. Кирова (Мариинского театра). В 1960-х годах критики писали, что характерные черты исполнительского стиля народной артистки РСФСР Калерии Федичевой — темпераментность, экспрессия, романтическая приподнятость. Её танец пластичен, масштабен, технически совершенен.
Незаурядные танцевальные способности, широта актерского диапазона, трудолюбие позволили балерине с успехом выступать в таких диаметральных по характеру и хореографическому строю партиях, как Одетта—Одиллия («Лебединое озеро»), Феи Сирени и Смелости («Спящая красавица»), Раймонда («Раймонда»), Никия и Гамзатти («Баядерка»), Китри и Повелительница Дриад («Дон Кихот»), Мирта («Жизель»), Лауренсия («Лауренсия»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Эгина («Спартак»), Мехменэ-Бану («Легенда о любви»), Земля («Далекая планета»), Асият («Горянка»), Чертовка («Сотворение мира»), Злюка («Золушка»), Баронесса Штраль («Маскарад»), Береника («Египетские ночи»), Царица бала («Медный всадник»), Сари («Тропою грома»), и др.
Первая исполнительница партий: Девушка («Ленинградская симфония»), Отчаяние («Берег надежды»), Хуана («Жемчужина»), Каролина («В порт вошла “Россия”»), Гертруда («Гамлет»), Клитемнестра («Орестея»), принцесса Колючка («Зачарованный принц»), и др.
Исполняя столь разные партии, Федичева вносит в трактовку каждой из них присущее ее дарованию своеобразие. Федичевой близки натуры волевые, энергичные, целеустремленные.
Федичева очень сильная классическая, темпераментная танцовщица. Её мастерство впечатляет масштабностью, широтой и размахом; её танец «звучит» призывно и властно. Актриса как бы рисует сочными, свежими красками — её движения предельно динамичны и стремительны, наполнены горячим дыханием, экспрессией. В этом состоит своеобразие таланта танцовщицы.
Партнёрами по сцене Федичевой выступали выдающиеся танцовщики своего времени Юрий Соловьёв, Сергей Викулов, Валерий Панов, Геннадий Селюцкий, Джон Марковский, и др. В составе труппы Театра им. Кирова Калерия Федичева гастролировала во многих странах мира, и её выразительное, бравурное искусство способствовало успеху ленинградского балета. Например, 14 сентября 1961 года, когда Кировский (Мариинский) театр впервые представил в США балет «Баядерка», показав акт «Тени», Федичева исполняла главную партию Никии (в дуэте с Викуловым) на сцене театра «Метрополитен-опера».
Калерия Федичева снималась в экранизации балета «Спящая красавица» в партии Феи Смелости (1964 г., киностудия «Ленфильм», реж. А. Дудко и К. Сергеев).
В 1976 году Калерия Ивановна Федичева эмигрировала в США и присоединилась к своему мужу — американскому танцовщику Мартину Фридману. Преподавала в частной студии, работала балетмейстером и построила здание балетной школы. Скончалась от рака 18 октября 1994 года в Нью-Йорке.