Люком Елена Михайловна
Люком Елена Михайловна
05.05.1891 — 27.02.1968

Люком Елена Михайловна — Биография

Еле́на Миха́йловна Люко́м (23 апреля [5 мая] 1891, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1968, Ленинград, СССР) — русская советская балерина и балетный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1925). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960).

Люком выпала поистине необыкновенная судьба:  путь артистки пролёг на стыке двух исторических эпох. Она начинала на сцене Мариинского театра, когда здесь царили Кшесинская и Павлова — звёзды дореволюционного балета, а завершила свою деятельность признанной советской балериной.

Танцовщица лирико-драматического склада, Елена Люком была подлинной любимицей ленинградской публики 1920-40 годов. Завершив карьеру танцовщицы в 1941 г., она стала любимейшим педагогом-репетитором солистов Кировского (Мариинского) театра.

Елена Михайловна Люком родилась 23 апреля (5 мая) 1891 года в Санкт-Петербурге  в семье, далёкой от мира искусства: православного Михаила Игнатьевича Люком, бухгалтера, и его жены — лютеранки Софьи Карловны, домохозяйки. В августе 1900 года поступила в Императорское театральное училище, в котором её педагогами стали В. Ф. Гиллерт, А. И. Чекрыгин, а в выпускном классе — М. М. Фокин. В 1909 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра (позднее — Ленинградский государственный театр оперы и балета им. С. М. Кирова, с 1992 года и ныне — Мариинский театр), где танцевала до 1941 года.

Несмотря на то, что Елена Люком училась отлично, на выпускном экзамене член экзаменационной комиссии Н. Г. Легат из-за творческих расхождений с М. Фокиным, снизил оценку выпускникам фокинского отделения. Специально для выпускных спектаклей своих учеников на сценах Мариинского и Михайловского театров М. Фокин поставил балет «Времена года» на музыку П. И. Чайковского. В первой картине Елена Люком танцевала «Весну» и «Жаворонка», а её партнёром был К. Я. Голейзовский. Во втором отделении Елена Люком танцевала «Розу» в картине «Лето» и «Осенний лист» вместе со всеми выпускниками в картине «Осень». В «Дивертисменте» Елена Люком вместе с Л. В. Лопуховой и П. Н. Владимировым танцевали па-де-труа из балета «Пахита». Спектакль прошёл с огромным успехом.

В 1910 году балерина принимала участие в «Русских сезонах» Дягилева за рубежом.  В 1915 году в художественном кинофильме «История одной девушки» сыграла главную роль. В 1922—23 гг. Елена Люком вместе с Б. В. Шавровым танцевала на гастролях в европейских странах, после чего вернулась в Советскую Россию.

В Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова Елена Люком начинала танцевать в кордебалете, постепенно став одной из ведущих солисток труппы, наряду с Елизаветой Гердт, тоже выпускницей М. Фокина 1909 г. Елена Люком танцевала обширный и разнообразный классический и современный репертуар: от лирико-комедийных партий, лучшей из которых стала партия Лизы  в балете «Тщетная предосторожность», до драматических. Люком, артистка интуитивного склада, пленяла почти детской беззащитностью, трепетностью, мелодраматизмом, а в зрелых работах балерины (в партиях Жизели, Эсмеральды, Медоры) присущие ей лиризм, поэтичность обогащались драматической выразительностью. Елена Люком также с успехом исполняла партии Одетты—Одиллии, Раймонды, Никии, Китри.

Первая исполнительница партий: Тао Хоа,  Жар-птица («Жар-птица», балетм. Ф. Лопухов), Дива («Золотой век»), Настурция («Роман бутона розы»); др. партии (1917-41): Солистка («Арагонская хота»), Жемчужина, Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Девушка («Эрос»), Балерина («Петрушка»), фея Канареек, принцесса Флорина, Белая кошечка («Спящая красавица»), Аспиччия («Дочь фараона»), Коломбина («Арлекинада»), мазурка, 7-й вальс («Шопениана»), Сванильда, Коломбина («Карнавал»), Бабочка («Капризы бабочки»), Фея кукол («Фея кукол»), Терезина («Привал кавалерии»), Маринетта («Испытание Дамиса»), Пахита («Пахита»), Клития («Царь Кандавл»), Фиаметта («Фиаметта»),  Колос ржи («Времена года»), Мария («Бахчисарайский фонтан»), Лиза («Волшебная флейта») и др.

Елена Люком стала первой балериной советского периода 1920—1940 гг., создавшей новый, реалистический образ Жизели,  чем вызвала противоречивую критику современников. Люком впервые сняла с героини налёт рока, трагизма, обречённости, создав свою Жизель трепетной, солнечной, улыбчивой. Жизель Люком была присуща скорее романтика в её мажорном восприятии жизни, нежели трагизм позднего романтизма. Образ, созданный Еленой Люком, существенно отличался от образов её великих предшественниц Анны Павловой и Ольги Спесивцевой, а после Люком реалистическую традицию исполнения образа Жизели продолжила Галина Уланова.

На протяжении всей творческой деятельности Елена Люком сотрудничала с балетмейстерами разных поколений: от  М. М. Фокина,  последнего из плеяды великих хореографов прошлого («Шопениана», «Петрушка», «Эрос», «Карнавал», и др.), до хореографов новой эпохи Ф. В. Лопухова, В. И. Пономарёва, В. И. Вайнонена, Р. В. Захарова. Выдающейся ролью балерины в современном репертуаре стала в 1929 году партия Тао Хоа в балете «Красный мак» балетмейстеров Ф. В. Лопухова, В. И. Пономарёва, Л. С. Леонтьева.

Партнёрами Люком по сцене были лучшие русские и советские танцовщики: М. М. Фокин, П. Н. Владимиров, А. И. Вильтзак, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, Л. С. Леонтьев, Б. В. Шавров, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев, С. С. Каплан.

В течение 20  лет Елена Люком была ведущей балериной Театра им. Кирова. Уйдя со сцены в 1941 г., она с неменьшим мастерством и энтузиазмом занималась педагогической деятельностью:  в 1953—1965 гг. Елена Михайловна Люком  была педагогом-репетитором в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова и одновременно вела класс усовершенствования. Под руководством Елены Михайловны Люком в разные годы в театре репетировали и готовили партии Ольга Моисеева, Инна Зубковская, Алла Шелест, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Алла Осипенко, Нинелла Кургапкина, Ирина Колпакова, Галина Кекишева, и многие другие прекрасные мастера балета.

Елена Михайловна Люком скончалась 27 февраля 1968 года в возрасте 76 лет в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).

Отзывы

«Елена Михайловна Люком принадлежит к славной когорте пионеров советского балета. Начав свой сценический путь до революции, Люком стала в 1920-е годы ведущей ленинградской балериной, её имя гремело на всю страну. Её талант привлёк внимание А. Блока, ей посвящали восторженные строки лучшие театральные критики, её портреты смотрели с обложек журналов. Люком была танцовщицей необычного таланта, опрокидывавшего многие устойчивые представления о классических балетных партиях, о границах и возможностях балетного искусства. Неспроста вокруг её сценических созданий кипели жаркие споры, перераставшие в полемику о путях развития советского балета. Люком открывала эти пути. Люком внесла ценный вклад в развитие отечественного танцевального искусства и как педагог». (О. Розанова)

Ученица М. Фокина, она танцевала неправильно с точки зрения ценителей классической школы, но в ней было то, что привлекало такого знатока балета, как А. Волынский: он писал, что «её следует признать лучшей артисткой балетной игры на нашей сцене. Прежде всего, самые формы танца изумительно изящны с внешней стороны и отличаются природным plié, феноменальным по гибкости и красоте. Это именно не драматическая, а балетная артистка, немая и в то же время говорящая всеми языками пластических искусств». (А. Волынский)

«Публика любила её за особое, одной Люком присущее увлечение танцем, наполнявшее движения балерины ликующим порывом, радостным самозабвением. Люком была первой ленинградской балериной, получившей широкое признание советского зрителя. Не только на сцене, но и на эстраде, где она выступала вместе с молодым танцовщиком Б. Шавровым в вальсе Либлинга — танце, виртуозном до блеска, увлекательно смелом в полётах и поддержках. Одухотворённость и выразительность танца, развитые в Люком Фокиным, стали главенствующими чертами её творчества». (Ф. Лопухов)

«Чрезвычайно тактичный человек, чуткий художник. Люком понимала, что кому надо. Мне хотелось работать именно с ней. Я приносила готовую партию, зная, что она примет мою трактовку, поймёт и отредактирует. Она смотрела на роль глазами актрисы, и я абсолютно доверяла её вкусу». (А. Шелест)

«К Елене Михайловне мы, молодые балерины, испытывали чувство глубочайшего уважения, преклонения и обожания. Она была добра, внимательна, всегда в хорошем настроении. Радовалась успехам, отмечала их. Не мешала актёрской индивидуальности, давала полную свободу». (И. Зубковская)

«Елена Михайловна Люком была очаровательна: с огромными голубыми глазами, нежная. Как танцовщица она сохранила необыкновенную, неповторимую женственность. Такой женственной танцовщицы, как Люком, не было ни до, ни после. Елену Михайловну сравнить не с кем. Она была существом особым. Работа с ней давала божественное состояние, настрой на спектакль. Люком никогда не выговаривала, замечаний не делала. Она только говорила после спектакля: “Скучно было, Алла, очень скучно”. И этого было достаточно». (А. Осипенко)

«Не представляю, как сложилась бы моя судьба танцовщицы без встречи с Люком. Елена Михайловна была уникальным репетитором, таких больше не было, нет и сейчас. Люком умела чудесно оживить текст партии, очень просто объяснить смысл движений. Она ждала и требовала эмоционального отклика. Она открывала смысл того, что танцуешь, давая понять, для чего актёр выходит на сцену». (И. Колпакова)